О состоянии конкурентной среды на товарном рынке услуг по обеспечению несения аварийно- спасательной готовности (АСГ) и готовности по ЛРН в море

Настоящий аналитический отчёт подготовлен в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Балтийское бассейновое аварийно – спасательное управление» (Камчатский филиал), в действиях которого содержатся признаки нарушения части 1 (пункт 3)  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещающей навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Целью исследования является определение положения ФГУП «Балтийское БАСУ» на рынке услуг по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации оператором нефтепродуктов в акватории порта Петропавловск – Камчатский опасных производственных объектов (в том числе нефтеналивных судов, сборщиков льяльных вод и т.д.).

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в соответствии с Порядком, утверждённом Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

 

Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в Камчатское УФАС России заявление общества с ограниченной ответственностью «Транссервис» (место нахождения: ул. Ленинская, 36, офис 16, г. Петропавловск-Камчатский; ОГРН 1064101051673; ИНН\КПП 4101108382\ 410101001; далее – Общество «Транссервис»), обратившегося в Федеральное государственное унитарное предприятие «Балтийское Бассейновое спасательное управление» (место нахождения: Элеваторная площадка, д. 1, г. Санкт – Петербург, 198096; ОГРН 1027802757256; ИНН\КПП 7805204899\783601001; далее – ФГУП «Балтийское БАСУ») по вопросу о заключении возмездного договора об оказании услуг по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в период проведения операций с нефтепродуктами с судов Общества «Транссервис» на 2011 год.

Поскольку для целей данного исследования требуется изучение сложившихся на настоящий момент характеристик товарного рынка достаточно провести анализ за 2011 год.

 

 

Продуктовые границы товарного рынка.

 

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

ФГУП «Балтийское БАСУ» входит в состав сил и средств функциональной подсистемы (Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно – спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково – спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения к ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. приказом Минтранса РФ от 26.11.2007 № 169; далее – Положение о функциональной подсистеме).

Федеральные государственные унитарные предприятия БАСУ (в том числе Сахалинское) и их филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и осуществляют функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в соответствующих региональных (бассейновых) зонах ответственности, в том числе обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН в море в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным конвенциям и решениями Правительства Российской Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными организациями (Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утв. Приказ Минтранса РФ от 06.04.2009 N 53).

Согласно Положению о функциональной подсистеме основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:

в режиме повседневной деятельности: изучение состояния морского судоходства и прогнозирование аварийных ситуаций на море; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области мореплавания; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на море; планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

в режиме повышенной готовности (стадии неопределенности или стадии тревоги): усиление контроля за состоянием мореплавания, прогнозирование возникновения аварийных ситуаций на море и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых аварийных ситуациях на море; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития аварийных ситуаций на море, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования морских организаций в аварийных ситуациях; уточнение планов действия (взаимодействия) по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море; приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на аварийные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в поисково-спасательный район;

в режиме чрезвычайной ситуации (стадии бедствия): непрерывный контроль за состоянием мореплавания, прогнозирование развития аварийных ситуаций на море и их последствий; оповещение руководителей Минтранса России, Росморречфлота, Ространснадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения о возникших аварийных ситуациях на море; организация работ по ликвидации аварийных ситуаций на море и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в поисково-спасательном районе и о ходе проведения операции; организация и поддержание непрерывного взаимодействия поисково-спасательных служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации аварийных ситуаций на море и их последствий.

Организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны создавать собственные формирования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240).

Из Заявления следует, что для работы в море у Общества «Транссервис» возникает необходимость наличия договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием, имеющим соответствующие лицензии.

ФГУП «Балтийское БАСУ», обладающее соответствующей лицензией  оказывает услуги, связанные с несением готовности к ликвидации возможных аварийных разливов нефтепродуктов при проведении заказчиком бункеровочных операций, с использованием специальных технических средств, оборудования, квалифицированного персонала (Согласно ОКВЭД ФГУП «Балтийское БАСУ» присвоен код 63.22.1 – «Прочая вспомогательная деятельность морского транспорта»).

14.10.2011 приказом № 283-У ФГУП «Балтийское БАСУ» (Приказ № 283-У), в связи с производственной необходимостью, в целях усовершенствования организационной структуры предприятия и эффективного выполнения государственной задачи в области несения аварийно – спасательной и ликвидации разливов нефти готовности в зоне ответственности Сахалинского филиала по адресу: 683000, РФ, Камчатский край, г . Петропавловск – Камчатский, мыс Сигнальный, создало обособленное подразделение ФГУП «Балтийское БАСУ» - Камчатское отделение Сахалинского филиала (КПП 410145001; далее – Камчатское Подразделение).  

До издания Приказа № 283-У государственную задачу в области несения аварийно – спасательной и ликвидации разливов нефти выполнял Камчатский филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Сахалинское бассейновое аварийно – спасательное управление» (Камчатский филиал; Код постановки на учёт (по месту нахождения недвижимого имущества) в Инспекции ФНС по г. Петропавловску – Камчатскому 410106001; место нахождения ФГУП «СахБАСУ»: ул. Портовая, 16, г. Корсаков, Сахалинская область, 694020; ОГРН 1026500782208; ИНН\ КПП 6504015494\ 650401001; далее - ФГУП «СахБАСУ»)

ФГУП «СахБАСУ» 01.06.2011 присоединено ко ФГУП «Балтийское БАСУ». На основании Распоряжения № 704-р Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющего функции учредителя ФГУП «СахБАСУ», ФГУП «Балтийское БАСУ» является правоприемником по правам и обязанностям ФГУП «СахБАСУ» (запись о прекращении деятельности юридического лица – ФГУП «СахБАСУ» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 13.10.2011 (Свидетельство МРИ ФНС № 15 по Санкт – Петербургу, номер записи 1026500782208)). Основным видом деятельности, которым занимается ФГУП «Балтийское БАСУ» - прочая вспомогательная деятельность водного транспорта  (Выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.11.2011).

Предметом  проекта договора, предлагаемого для заключения между сторонами,  являются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при эксплуатации оператором нефтепродуктов в акватории порта Петропавловск – Камчатский опасных производственных объектов (в том числе нефтеналивных судов, сборщиков льяльных вод и т.д.).

 

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги по обеспечению несения аварийно-спасательной готовности (АСГ) и готовности по ЛРН в море (далее – услуги обеспечения АСГ и ЛРН-готовности) и, которая не является взаимозаменяемой.

 

 

Географические границы рынка.

 

Районом ответственности национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью являются внутренние морские воды, территориальное море и исключительная экономическая зона Российской Федерации (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 № 607).        Поисково – спасательные районы Российской Федерации на море ограничены береговой чертой и линиями, проходящими через точки с географическими координатами. Согласно пункту 5.5. Приложения № 1 к Положению о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1995 № 917) район Петропавловск – Камчатского спасательного подцентра (СПЦ) Департамента морского транспорта (ДМТ) Минтранса Российской Федерации: акватория Охотского моря восточнее 150 град. вост. долготы до полуострова Камчатка, включая северную часть Курильской гряды до острова Уруп, а также в Тихом океане и Беринговом море от острова Уруп на север до параллели мыса Олюторский.

Авачинская губа находится в совместном пользовании морского порта Петропавловск – Камчатский и Военно – морской базы Петропавловск – Камчатский (Границы морского порта Петропавловск – Камчатский установлены Распоряжением Правительства РФ от 19.05.2010 № 796-р; местонахождение: Россия, Камчатский край, Тихий океан, Охотское и Берингово моря, Авачинская и Петропавловская губы (53°00' с.ш. 158°39' в.д.) (Распоряжение Росморречфлота от 30.05.2011 № АД-181-р).

На Сахалинское БАСУ возложен контроль за обеспечением несения аварийно – спасательной готовности на Морские администрации портов Ванино и Восточный в пределах закреплённых за ними зоны ответственности (пункт 1.4. Приказа Минтранс РФ от 27.12.1995 № 64; ).

Мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов обеспечиваются Планами АСГ и ЛРН-готовности организаций – владельцев опасных объектов.

Согласно Плану АСГ и ЛРН-готовности для танкера, принадлежащего Обществу «Транссервис» в период проведения операций с нефтепродуктами на акватории Авачинской губы Камчатского края (далее – План) Общество «Транссервис» осуществляет деятельность в области торговли нефтепродуктами, перевозок их морским транспортом и погрузоразгрузочными работами в морском порту Петропавловск – Камчатский в районе якорных стоянок танкеров на внешнем рейде Авачинской губы (якорные стоянки №№ 20, 21,27,28), в районе бухты Бабья и у причальных сооружений и терминалов сторонних организаций.

Согласно Плану Общества «Транссервис» работы по ликвидации разливов нефтепродуктов в случае возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной разливом нефтепродуктов, будут выполняться собственными силами, а так же средствами аттестованного аварийно – спасательного формирования (АСФ) по ликвидации разливов нефтепродуктов Камчатского филиала ФГУП «СахБАСУ», дислоцированные по адресу: мыс Сигнальный, гор. Петропавловск – Камчатский. При этом, самой удалённой точкой возможного разлива нефтепродуктов от места дислокации сил и средств ликвидации чрезвычайных разливов нефтепродуктов является якорная стоянка № 27. Учитывая расстояние от якорного места № 27 до мыса Сигнальный, скорость хода судов АСФ Камчатского филиала ФГУП «СахБАСУ», время, которое потребуется АСФ Камчатского филиала ФГУП «СахБАСУ» на сбор, загрузку сил и средств и подготовку к движению, общее время доставки сил и средств ликвидации разливов нефтепродуктов к месту, где проводятся работы на опасном производственном объекте, осуществляющем транспортировку нефтепродуктов, не превысит 2 часов.

Таким образом, у потребителей услуги обеспечение АСГ и ЛРН-готовности отсутствует возможность получить её вне зоны ответственности ФГУП «Балтийское БАСУ» (Камчатского Подразделения).

 

Учитывая изложенное, географическими границами рынка услуг обеспечения АСГ и ЛРН-готовности, оказываемых ФГУП «СахБАСУ», являющегося частью национальной системы потребителям данной услуги, признаются границы морской акватории, омывающей территорию Камчатского края.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В соответствии с п. 5.3. Порядка на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определены хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке.

 

Погрузо – разгрузочные работы с нефтепродуктами и бункеровочные операции на акватории морского порта Петропавловск – Камчатский производят следующие хозяйствующие субъекты (Таблица 1 «Владельцы опасных объектов»).

 

Таблица 1.

«Владельцы опасных объектов»

 

 

Полное наименование хозяйствующих субъектов

Место нахождения: г. Петропавловск - Камчатский

1

«Камчатскэнерго» ОАО

Ул. Набережная, 10; ИНН 4100000668

2

«Попутный ветер» ООО

Ул. Ленинская, 18; ИНН 4100022301

3

«Транссервис» ООО

Ул. Ленинская, 36; ИНН 4101108382

4

«Акрос» ЗАО

Ул. Штурмана Елагина, 43; ИНН 4101013772

5

«Олюторский рыбозавод» ЗАО

Пр. Победы, 32/2; ИНН 8201001922

6

«Морской Стандарт» ООО

Ул. Владивостокская, 37, оф. 206; ИНН 4101117549

7

«Экология» ООО

Ул. Беринга, 6, кв.57; ИНН 4101119521

8

«Администрация морского порта ПТР – КМЧ» ФГУ

Ул. Радиосвязи, 26/1; ИНН 4101035712

9

«ПО «Камагро» ООО

Ул. В. Кручины, 15; ИНН 4100007783

10

«Октопус Краб» ООО

Ул. В.Кручины, 15; ИНН 4100015512

11

«Усть – Камчатский морской торговый порт» МУП

Пос. Усть-Камчатск, ул. Ленина, 78; ИНН 4109005163

12

«Энергосервис» ООО

Ул. Озёрная, 41, лит.»А 1», кааб. 512; ИНН 4101119313

13

«Ветеран – Мортранс» ООО

Ул. Рябиковская, 24; ИНН 4101113784

14

«Камчатнефтепродукт» ОАО

Ул. Космонавтов, 1; ИНН 4101026789

15

«Базис» ООО

Пр. Победы, 27; ИНН 4101125500

16

«Терминал Запад» ООО

Пос. Палана, Ул. Поротова, 75, кв. 13; ИНН 8200001790

17

«Нефтесервис» ООО

Проезд Космический, 5, лит. «Б», оф. 202; ИНН 4100017774

18

«Октябрьский РК» ООО

Усть- Большерецкий р-н, Рп. Октябрьский, ул. Комсомольская, 71; ИНН 4108003491

 

Согласно данным Федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Петропавловск – Камчатский» (вх. № 2278) обеспечение АСГ и ЛРН-готовности в границах морского порта Петропавловск – Камчатский непосредственно осуществляет Камчатский филиал ФГУП «СахБАСУ» на основании свидетельства Межведомственной комиссии по аттестации аварийно – спасательных формирований (АСФ), которое действительно до 26.04.2013 (Регистрационный номер свидетельства 6-000-0140; Решение Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса РФ, акт от 26.04.2010 № 17-АТ). Место нахождения Камчатского филиала: мыс Сигнальный, г. Петропавловск - Камчатский, 683000.

Таким образом, ФГУП «Балтийское БАСУ» является единственным продавцом, действующем на рассматриваемом товарном рынке.

 

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

        

         Доля хозяйствующего субъекта ФГУП «Балтийское БАСУ» – единственного продавца на рынке услуг обеспечения АСГ и ЛРН – готовности в пределах заданных географических границ, выраженная в процентах, составляет 100%.

          

        

Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

, где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

, где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

в) иные показатели рыночной концентрации.

 

Поскольку, доля хозяйствующего субъекта ФГУП «Балтийское БАСУ» составляет 100%, следовательно, коэффициент рыночной концентрации равен ста процентам ( = 100%),  индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана равен десяти тысячам единиц (HHI = 10000). Таким образом, рассматриваемый рынок услуг обеспечения ЛРН-готовности является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Административным барьером входа на рынок услуг обеспечения АСГ и ЛРН-готовности является необходимость получения АСФ соответствующей лицензии.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

ФГУП «Балтийское БАСУ» является единственным хозяйствующим субъектом на товарном рынке услуг обеспечения АСГ и ЛРН-готовности. Рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.

Доступ на рынок услуг обеспечения АСГ и ЛРН-готовности конкурентов затруднён, в том числе вследствие наличия административных ограничений.

В целях осуществления контроля экономической концентрации, недопущения ограничения или устранения конкуренции, для осуществления контроля за рыночным поведением хозяйствующего субъекта, действующего на рынке услуг обеспечения АСГ и ЛРН-готовности предлагаю внести в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр) в связи с положением хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке.