Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в г. Петропавловске-Камчатском

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ

Отдел антимонопольного контроля и государственного заказа

                 


                                                                                 

Аналитический отчет

 

Анализ состояния конкурентной среды

 

на рынке услуг охраны жилых помещений,

 

на рынке услуг по проектированию,  монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений

 

в г. Петропавловске-Камчатском

 

 

07 августа 2013 года                                                 г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Настоящий анализ проводится на основании Приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, согласно Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, разработанных ФАС России (письмо №ЦА/19980 от 25.06.2012), а также в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.    

Анализ проводится в целях выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений и рынке услуг по проектированию,  монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

 

Данный аналитический отчет составлен в целях корректировки Аналитического отчета от 27.12.2012 №7 «Анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений  в г. Петропавловске-Камчатском» в соответствии с письмом ФАС России от 14.05.2013 № ПС/18491/13 «О проведении анализа рынка услуг охраны жилых помещений». Письмо ФАС России от 14.05.2013 № ПС/18491/13 содержит указание о разделении рынка услуг охраны жилых помещений на:

-  рынок услуг охраны жилых помещений;

- рынок услуг по проектированию,  монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

 

  1. Определение временного интервала исследования

Анализ проводится за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (далее – исследуемый период времени).

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами рынков являются:

1) Оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе  охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения (далее – рынок услуг охраны жилых помещений).

2) Оказание услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений (далее – рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений).

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Итак, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов - муниципальных образований Российской Федерации.

В рамках данного исследования анализ рынков необходимо провести в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

На территории Камчатского края административно-территориальным образованием с численностью населения более 100 000 человек является только город Петропавловск-Камчатский.

Таким образом, географическими границами рынков при проведении настоящего анализа является г. Петропавловск-Камчатский.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее -  вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России                              от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – Типовое положение о вневедомственной охране) управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 15 Типового положения о вневедомственной охране управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее - ФГУП «Охрана»).

ФГУП «Охрана» имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке могут являться:

  • управление (отдел) вневедомственной охраны;
  • ФГУП «Охрана» и его филиалы;
  • частные охранные организации.

 

Камчатское УФАС России на основании имеющейся у него информации, полученной из органов внутренних дел, установило, что фактически поставщиками услуг охраны жилых помещений в границах г. Петропавловска-Камчатского, а это услуги охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, являются следующие организации:

- Отдел вневедомственной охраны по г. Петропавловску-Камчатскому - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Камчатскому краю" (далее – ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому);

- ООО Частное охранное предприятие "Гарант К" (далее – ООО ЧОП «Гарант К»).

 

 

         Поставщиками услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений являются:

         - ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю;

         - ООО Частное охранное предприятие "Гарант К".

 

Кроме того, Филиал ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю осуществляет установку средств охранной сигнализации и техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, при этом не оказывает непосредственно услуги охраны жилых помещений. У Филиала  ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю отсутствует пульт централизованного наблюдения.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны с 2005 года не выполняют функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

Между ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому,  ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю и покупателем услуг охраны заключается трехсторонний договор «О централизованной охране квартир и других помещений с личным имуществом граждан подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел и техническом обслуживании ТСО ФГУП «Охрана» МВД России». По данному договору ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому принимает объект (квартиру, дом, дачу) под централизованную охрану, а ФГУП «Охрана» МВД России осуществляет техническое обслуживание, ремонт охранной сигнализации, установленной на объекте, и обеспечивает ее работоспособность. Покупатель услуг оплачивает: во-первых, абонентскую плату за услуги, оказываемые ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому; во-вторых, плату за техническое обслуживание средств охранной сигнализации, осуществляемое Филиалом  ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю.

Кроме того, ФГУП "Охрана" МВД России заключает отдельные договоры о выполнении монтажно-наладочных работ по установке средств охранной сигнализации. Расчет сметной стоимости монтажно-наладочных работ по установке технических средств охраны производится на основании предмонтажных актов обследования. В соответствии с  нормативными документами составляются сметные расчеты по определению стоимости указанных работ, которая складывается из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Сметная стоимость материалов принимается по отпускным ценам заводов-изготовителей  с начислением транспортных и других расходов.

Таким образом, услуги по осуществлению работ по проектированию и монтажу технических средств охраны, хотя и неразрывно связаны с услугами охраны жилых помещений (так как и оказываются в целях последующего предоставления услуг охраны), все же предоставляется отдельно от услуг охраны жилых помещений (по отдельному договору) и предшествуют оказанию услуг охраны. Стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию и монтажу технических средств охраны жилых помещений не включается в стоимость услуг по охране жилых помещений.

Услуги по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации предоставляются совместно с услугами охраны жилых помещений в рамках одного договора. Вместе с тем, этим договором отдельно устанавливается стоимость услуг охраны жилых помещений и стоимость услуг по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, так как эти услуги оказываются разными хозяйствующими субъектами.

Так, в 2010 году при стоимости абонентской платы за услуги охраны жилых помещений в размере  руб., стоимость технического обслуживания средств охранной сигнализации составляла  руб. То есть стоимости абонентской платы за услуги охраны жилых помещений составляет 84%, а стоимость технического обслуживания средств охранной сигнализации – 16% в общей стоимости услуг по договору «О централизованной охране квартир и других помещений с личным имуществом граждан подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел и техническом обслуживании ТСО ФГУП «Охрана» МВД России». За 2011 год стоимость абонентской платы за услуги охраны жилых помещений составила  руб. (85%), стоимость технического обслуживания средств охранной сигнализации –  руб. (15%).

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Основными данными для расчета объема товарного рынка являются объем оказанных услуг  (количество жилых помещений), а также объем выручки (продажи в рублях) по оказанным услугам за 2010 и 2011 годы.

Сводные данные об объеме оказанных услуг на анализируемом рынке представлены в Приложении (Таблица № 2) .

Объем рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений и услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.

При расчете объема предоставленных услуг по охране многоквартирного дома, учитывается каждая охраняемая квартира в этом доме, как отдельно предоставленная услуга.

Данными для определения хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов будут являться количественные показатели (в количестве жилых помещений - штук) по оказанным услугам охраны жилых помещений, как для рынка услуг охраны жилых помещений, так и для рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений. Это обусловлено тем, что услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений оказываются только в целях последующего оказания услуг охраны жилых помещений, поэтому объемы рынков данных услуг в натуральных показателях - количестве жилых помещений - равны.

 

5.1. Объем рынка услуг по охране жилых помещений

Объем рынка услуг по охране жилых помещений в границах г. Петропавловска-Камчатского составлял за 2010 год –  шт., за 2011 год –  шт.

За 2010 год на данном рынке ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому занимал долю 99,6%, ООО ЧОП "Гарант К" – 0,4%.

За 2011 год на данном рынке ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому занимал долю 99,8%, ООО ЧОП "Гарант К" – 0,2%.

 

5.2. Объем рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений

Объем рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в границах г. Петропавловска-Камчатского составлял за 2010 год –  шт., за 2011 год –  шт.

За 2010 год на данном рынке ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю занимало долю 82,1%.

За 2011 год на данном рынке ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю занимало долю 73,3%.

 

6. Определение барьеров входа на рынок

Основным барьером входа на рынок являются экономические барьеры.

 

Так, для ООО ЧОП «Гарант К» обеспечение охраны квартир, частных домов в единичном порядке не рентабельно по следующим причинам.

Стоимость одного пультового номера, через которые осуществляется охрана объекта, рассчитывается из его себестоимости, которая складывается из таких расходов как:  должностные оклады дежурного пульта централизованного наблюдения и охранника, осуществляющего непосредственно охрану объекта, форменное обмундирование, вооружение, автомобиль, ГСМ.

Себестоимость 1 пультового номера, при условии подключения не менее 50 номеров, составляет приблизительно 7500 руб. в месяц. При этом фактически покупатель услуг согласен платить 1000 руб.  в месяц.

 

По данным ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому себестоимость услуги охраны жилых помещений составляла в 2010 году ---  руб. в месяц, в 2011 году –   --- руб. в месяц; цена за услугу охраны жилых помещений установлена в 2010 году размере  ---  руб. в месяц, в 2011 году –   --- руб. в месяц. То есть и для ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому услуга охраны жилых помещений является нерентабельной.

 

Сведения о порядке формирования стоимости тарифов отражены в Приложении (Таблица №1).

 

Таким образом, наличие на рынке государственных учреждений, которые оказывают услуги по охране жилых помещений по неконкурентным ценам при отсутствии рентабельности и действуют на этом рынке в течение нескольких десятков лет, является барьером входа охранных организаций на рынок.

 

Следует отметить, что количество охранных организаций, которые имеют лицензии на осуществление частной охранной деятельности, а значит могут войти на рынок услуг охраны жилых помещений, на территории Камчатского края составляет около 60.

За анализируемый период на исследуемый рынок не вошел ни один хозяйствующий субъект. Вместе с тем, объем рынка услуг охраны жилых помещений в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом. Этот дополнительный объем услуг был оказан ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому. При этом количество услуг, оказанных ООО ЧОП «Гарант К», сократилось с  6 жилых помещений в 2010 году до 4 жилых помещений в 2011 году.

         Из этого можно сделать вывод, что существующие экономические барьеры являются непреодолимыми для хозяйствующих субъектов.

 

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

Коэффициент рыночной концентрации на исследуемых товарных рынках CR3 за 2010 и 2011 год превышает 70 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана превышает 2000, рынки имеют высокий уровень концентрации.

Таким образом, рынок услуг охраны жилых помещений и рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений относятся к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому занимает более 50% доли на рынке услуг охраны жилых помещений в границах г. Петропавловска-Камчатского, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

На основании ранее представленного Аналитического отчета от 27.12.2013 №7 Приказом Камчатского УФАС России от 16.01.2013 №06-П ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (далее – Реестр).

В Камчатское УФАС России поступило письмо ФАС России от 14.05.2013 № ПС/18491/13 «О проведении анализа рынка услуг охраны жилых помещений», к которому прилагается служебная записка Правового управления ФАС России от 18.04.2013 №354, содержащее обоснование того, что казенное учреждение (в частности Федеральное государственное казенное учреждение Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации) не является хозяйствующим субъектом.

         На основании изложенного, ОВО по г. Петропавловску-Камчатскому необходимо исключить из Реестра.

 

ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю занимает более 50% доли на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в границах г. Петропавловска-Камчатского, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

Таким образом, ФГУП «Охрана» МВД России в лице Филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Камчатскому краю необходимо включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

 

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

 

 

Главный государственный инспектор                                             И.В. Игнатьева