Комиссия Камчатского УФАС признала нарушение

В УФАС России по Камчатскому краю поступило заявление  от Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на действия Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз дальний Восток». Между  ПАО «Камчатскэнерго» и  ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» заключен договор поставки газа .

28.12.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» в связи с задолженностью прекратил поставку газа на ТЭЦ-1 ПАО «Камчатскэнерго».

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям – победителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно – энергетических ресурсов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1.

В результате поступившего заявления, возбуждено антимонопольное дело.

Комиссией Камчатского УФАС рассмотрено дело и установлено следующее.

Между ПАО «Камчатскэнерго» (Покупатель) и ООО «Газпром межрегионгаз ДВ» (Поставщик) заключен договор поставки газа.

Пунктом 5.4.2 названного договора установлено, что окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.3 договора на  основании товарной накладной на отпуск газа конденсата по форме ТОРГ-12(газ), и ранее произведенными платежами.

Пунктом 3.3 договора предусмотрено право Поставщика ограничить и (или) полностью прекратить поставку газа Покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.

25.12.2015 Поставщик направил в адрес ПАО «Камчатскэнерго» предупреждение, в котором указал на наличие задолженности за поставленный газ в размере 104 566 908,97 рублей, предложил произвести оплату задолженности либо самостоятельно ввести ограничение газопотребления на 25 % от суточного лимита декабря 2015 года с 10-00 часов 27.12.2015.

В данном предупреждении дополнительно указано, что в случае невыполнения названных требований, подача газа будет принудительно ограничена 28.12.2015 с 10-00 часов.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Камчатским УФАС произведен Аналитический отчет №1 «Состояние конкуренции на рынке оптовой торговли природным газом на территории Камчатского края» от 20.01.2017 года. Анализ проводился за 2015 -2016 гг.

В результате произведенного анализа установлено: продавцом на рынке является группа лиц ПАО «ГАЗПРОМ» в части входящих в нее ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и ОАО «Камчатгазпром».

Условия деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и ОАО «Камчатгазпром» на рынке оптовой торговли природным газом в географических границах газораспределительной системе Камчатского края, присоединенной к магистральному газопроводу, удовлетворяют условиям, установленным частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, группа лиц ПАО «ГАЗПРОМ» в части входящих в нее ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и ОАО «Камчатгазпром» на рынке оптовой торговли природным газом в географических границах газораспределительной системе Камчатского края, присоединенной к магистральному газопроводу, занимает доминирующее положение.   

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

По смыслу пункта 3 статьи 539, пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям по договору газоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты, принятые для урегулирования отношений в данной сфере.

К таким нормативно-правовым актам относятся, в частности, Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, а также Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку.

В свою очередь Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 ГК РФ при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов.

Порядок является льготным и распространяется на организации- потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

Согласно пунктам 3, 4 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится: организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов; энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно- энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

В силу пункта 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация- потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей

организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанной нормы (пункта 6 Порядка) отношения газоснабжающей и ресурсоснабжающей (в сфере коммунальных услуг) организаций, являющихся, как правило, крупными хозяйствующими субъектами, не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы. Государство предоставляет таким абонентам дополнительную защиту, поскольку с экономической точки зрения они являются слабой стороной, то есть не могут рыночными методами влиять на действия как газоснабжающей, так и ресурсоснабжающей организаций.

Действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям- потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.

Данный правовой подход отражен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 по делу № А15-3956/2013.

Более того, в вышеуказанном Определении Верховный Суд Российской Федерации указал, что прекращение поставки газа ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 февраля 2012 года, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Из материалов дела следует, что ПАО «Камчатскэнерго» за счет сжигания газа осуществляет выработку и поставку коммунальных ресурсов для потребителей Камчатского края, большинство их которых физические лица и объекты социальной инфраструктуры, исполняющие свои обязательства по оплате за поставленные им тепловую и электрическую энергию. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, действия ООО «Газпром межрегионгаз ДВ» по прекращению 28.12.2015 подачи газа на принадлежащую ПАО «Камчатскэнерго» ТЭЦ-1 нарушают запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Камчатского УФАС установила в действиях ООО «Газпром межрегионгаз ДВ» нарушение в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.