О признании нарушения в действиях КГУП «Камчатский водоканал»

О признании нарушения в действиях КГУП «Камчатский водоканал»

 

      Комиссия УФАС по Камчатскому краю рассмотрев дело по признакам нарушения КГУП «Камчатский водоканал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе обслуживания канализационных сетей, находящихся по адресу: «…», г. Петропавловск – Камчатский, пришла к следующим выводам.

        В ходе поступления заявления от ТСЖ  на неправомерные действия со стороны КГУП «Камчатский водоканал» по отказу в обслуживании канализационных сетей на земельном участке с кадастровым номером «…» установлено.

       В соответствии с договором канализационные сети  ТСЖ обслуживало МУП ПК ГО «Горводоканал».

       В феврале  2017 года при очередном аварийном вызове, диспетчер пояснила, что дом, расположенный по адресу: «…» больше не обслуживается, так как канализационные сети указанного дома не стоят на балансе «Петропавловского водоканала».

        Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявления, пояснений и заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства Комиссия установила.

     Отсутствие документов, свидетельствующих о принадлежности ТСЖ  водопроводных и канализационных сетей от указанных КГУП «Камчатский водоканал» канализационных колодцев до границы стены многоквартирного дома (расположенных за пределами внешних границ многоквартирного жилого дома) на каком-либо вещном праве или ином законном основании, и, следовательно, в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ и статьи 39 ЖК РФ отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных сетей на ТСЖ и на собственников жилых помещений многоквартирных домов.

      Соответствующие правоустанавливающие документы на сети, прилегающие к домам, а также иные документы, подтверждающие обоснованность позиции КГУП «Камчатский водоканал» о вхождении их части, выходящей за пределы внешней стены дома, в состав общего имущества, в дело не представлены.

      КГУП «Камчатский водоканал» заявляя о разграничении сетей по границе между принадлежащими ему сетями и сетями собственник которых не установлен, фактически необоснованно возлагает на ТСЖ обязанность по содержанию имущества, не относящегося к общедомовому, а также возлагает на ТСЖ оплачивать ресурс в виде водопотерь, возникающих при транспортировке.

       КГУП «Камчатский водоканал» является гарантирующей организацией и на основании п.6 ст. 2 Закона 416-ФЗ, обязано оказывать услуги водоснабжения и водоотведения.

     Принимая на себя обязательства по договору о предоставлении услуги водоснабжения и водоотведения, энергоснабжающая организация обязана предусмотреть возможность его надлежащего исполнения.

      Кроме того, Комиссия отметила, в случае нахождения спорного участка не в собственности сторон спора не может накладывать обязательств по его эксплуатации на ТСЖ. Напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства урегулировать правоотношения по транспортировке воды и (или) сточных вод с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные.

    Если  участок  сети  между  внешней  стеной  многоквартирного жилого  дома  и  сетями  ответчика  (ресурсоснабжающей  организации)  является бесхозяйным,  используется  организацией  для  доставки  ресурса  потребителю,  то обязанность  по  эксплуатации  и  несению  расходов  по  обслуживанию  и  содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях  не  лишена  права  на  обращение  в  регулирующий  орган  с  документами, подтверждающими  соответствующие  расходы  с  целью  их  учета  и  компенсации  в последующем  периоде  регулирования.

   «Согласно пункту 17 Правил N 644 абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения.

     В соответствии с частью 5 статьи 8 Закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством».

    Указанные акты в ходе рассмотрения дела не представлены. Поэтому оснований возлагать на ТСЖ ответственность за эксплуатацию спорного участка сетей не имеется.

   При этом, положения СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация здания" не являются доказательством того, что к имуществу многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ, относятся участки водопроводных и канализационных сетей от внешней границы жилых домов до края лотка трубы наружной канализационной сети в колодце или камере, в которых произведено подключение устройств и сооружений для присоединения объектов абонента к системе городской коммунальной канализации. Доказательств балансовой принадлежности указанных участков канализационных сетей ТСЖ в материалы дела не представлено.

    Нахождение у ТСЖ только внутренних водопроводных и канализационных сетей (в связи с передачей ему спорного МКД в управление), имеющимися в деле доказательствами не опровергнуты.

     Доказательства наличия какого-либо соглашения собственников жилья с исполнителями коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией по установлению зоны ответственности также сторонами не представлены.

   Таким образом, факт принадлежности ТСЖ канализационных сетей от указанных КГУП «Камчатский водоканал» канализационных колодцев до границы стены многоквартирного дома (то есть находящиеся за пределами внешних границ многоквартирного жилого дома) на каком-либо вещном праве или ином законном основании не доказан, а, следовательно, в соответствии с положениями статей 210 ГК РФ и статьи 39 ЖК РФ отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных сетей на товарищество собственников жилья  и на собственников жилых помещений многоквартирных домов.

     Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность»,   объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), за исключением входящих в состав имущества предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

     Исходя из содержания статей 14, 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.

     Таким образом, установив, что данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и, соответственно, относится к муниципальному имуществу, Комиссия считает, что его отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности не может являться основанием для возложения обязанности по их содержанию на ТСЖ .

      Таким образом, на действия данного субъекта распространяется часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающая запрет совершать действия (бездействие) на товарном рынке, которые влекут ущемление интересов иных лиц.

       Комиссия пришла к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях КГУП «Камчатский водоканал».