К вопросу о квалификации факторов нарушения имущественных прав FIFA

«К вопросу о квалификации факторов нарушения имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конференций FIFA 2017 года»

 

     В связи с подготовкой и предстоящим проведением на территории Российской Федерации мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и в целях достижения единообразия практики применения положений Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») при квалификации действий, нарушающих имущественные права FIFA, ФАС России сообщает.

   Положениями Правительственной гарантии №6 от 14.04.2010 «Защита и реализация имущественных прав» и нормами Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 108-ФЗ) предусмотрены дополнительные требования, направленные на защиту имущественных прав FIFA, связанных с организацией и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 (далее мероприятия FIFA).

  Согласно статье 20 указанного Закона № 108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

  1.  продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
  2.  осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
  3.  введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
  4.  введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
  5.  подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
  6.  использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
  7.  использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

    Также в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона №108-ФЗ реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету «Россия-2018», в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» объекта рекламирования, признается недостоверной.

   Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

   При этом согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации

   Таким образом, с учетом положений пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 20 Закона №108-ФЗ не допускается реклама:

  •  формирующая у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
  •  вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
  •  вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.

    Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

    С учетом изложенного в случае выявления признаков нарушения такие действия в зависимости от своей правовой природы могут быть квалифицированы в качестве нарушения запретов Федерального закона «О рекламе» и Закона о защите конкуренции.

    Таким образом, отсутствие официальной символики FIFA и AFIO Оргкомитет «Россия-2018» в рекламе парфюмерно-косметической продукции, а также в рекламе каких-либо акций, связанных с такой парфюмерно­косметической продукцией, не является однозначным свидетельством того, что реклама является надлежащей и не нарушает требований части 3 статьи 18, пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пункта 4 части 2 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку такая реклама может содержать иные сведения, создающие у потребителей ложное представление о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету «Россия-2018» и/или вводящие в заблуждение потребителей рекламы.

   При этом оценка рекламы на предмет ее соответствия требованиям Федерального закона «О рекламе» и Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой рекламы и всех обстоятельств ее размещения.

   Так как перечень форм недобросовестной конкуренции в указанном законе является открытым, вывод о возможности квалификации того или иного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции устанавливается Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения каждого дела с учетом конкретных обстоятельств и собранных по делу доказательств.

   При этом для признания действий лица, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства необходимо и достаточно, чтобы указанные действия содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:

-совершались хозяйствующим субъектом - конкурентом;

-были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

-противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-причинили или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

   Поскольку объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона №108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, следует учитывать, что на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.

  Общая оценка содержания и изображений, использованных в маркетинговых мероприятиях, совпадение сроков их размещения/проведения с мероприятиями FIFA, наличие ассоциативной связи с городами проведения Мероприятий, в совокупности с изображениями футбольной тематики (в том числе без использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков), информацией о времени выхода в эфир и местах проведения соответствующих телевизионных трансляций (с розыгрышем билетов в такие места), конкурсы на угадывание результатов матчей Мероприятий FIFA в совокупности может привести формированию у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также создать ложное представление о причастности продавца/рекламодателя к мероприятиям FIFA 2017, что в силу прямого указания Закона №108-ФЗ признается недобросовестной конкуренцией.

  При этом в части квалификации выявленных актов недобросовестной следует исходить из того, что в случае использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков FIFA, действия, связанные с использованием таких обозначений следует рассматривать в качестве нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, в то время как любые иные действия, предусмотренные статьей 20 Закона №108-ФЗ, формирующие у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях FIFA без использования символики спортивных соревнований , квалифицируются по статьей 14.8 Закона о защите конкуренции в качестве нарушения общего запрета на недобросовестную конкуренцию.