"Камчатское УФАС о ситуации в крае по ценам на бензины и дизельное топливо"

        В целях информирования о ситуации в крае по ценам на бензины и дизельное топливо, Камчатское УФАС сообщает, что 20.12.2017 АО «ННК-Камчатнефтепродукт» уведомило Камчатское УФАС России об увеличении с 21.12.2017 розничных цен на автомобильные бензины на 1 рубль за 1 литр и на дизельное топливо на 2 рубля за 1 литр. Данное уведомление явилось основанием со стороны антимонопольного органа для проведения проверки законности и обоснованности повышения цен на бензины и дизельное топливо.

        В результате проведенной проверки первичных бухгалтерских документов по закупке АО «ННК-Камчатнефтепродукт» нефтепродуктов,  установлен факт повышения поставщиком отпускных цен на автомобильные бензины, дизельное топливо.

      В соответствии с поручением ФАС России № 01/4-3375 от 15.07.2008, Камчатское УФАС осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты.                                                                                                                            

         В целом о ситуации на рынке нефтепродуктов в границах Камчатского края необходимо указать, что с 2017 года увеличилась фискальная нагрузка на производство и реализацию дизельного топлива, а именно рост величины акцизов составил 28,5 % или более 1,2 рублей за 1 литр. Планируемое снижение фискальной нагрузки в 2017 году, а именно снижения величины акцизов на автомобильные бензины класса 5 на 36 % или более 2 рублей за 1 литр, не состоялось и акцизы остались на уровне 2016 года.

         Также с 2017 года наблюдается рост средневзвешенных закупочных цен, которые не превышают максимальные значения индикаторов биржевого и внебиржевого рынков. Так с начала 2017 года рост значений регионального биржевого индекса «Хабаровск» АО «СПбМТСБ» на АИ-92 составил 6%, АИ-95 – 7,5%, Дт – 31,6%; рост значений Регионального внебиржевого индекса «Хабаровск» АО «СПбМТСБ» на АИ-92 составил 8,7%, АИ-95 – 10%, Дт – 27,5%; в тоже время рост закупочных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» на АИ-92 составил 8,7%, АИ-95 – 8,9%, АИ-98 – 7,4%, АИ-80 – 4,8%, Дт – 25,9%.

        С 2017 года розничные цены, реализуемые через АЗС АО «ННК-Камчатнефтепродукт», выросли на бензины автомобильные на 1,7 рублей за 1 литр или не более 4,2%, на дизельное топливо на 4,5 рублей за 1 литр или не более 9,8%.

        Таким образом, розничная цена на автомобильные бензины, дизельное топливо, установленная с 21.12.2017 АО «ННК-Камчатчнефтепродукт», не соответствует условиям, определенным в статье 6 Закона о защите конкуренции и необходимым для квалификации этой цены как монопольно высокой цены товара.

       Проверкой УФАС установлено, что относительный рост розничных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» на автомобильные бензины, дизельное топливо производилось ниже относительного роста отпускных цен поставщика, то есть АО «ННК-Камчатнефтепродукт» за счет собственных ресурсов сдерживало рост розничных цен на нефтепродукты в границах рынка Камчатского края.

     Данные действия АО «ННК-Камчатнефтепродукт» были расценены независимыми владельцами АЗС Камчатского края, как агрессивная политика, направленная на поддержание монопольно низких розничных цен на  бензины и дизельное топливо, что не давало независимым владельцам АЗС возможность повысить розничные цены на бензины и дизельное топливо, реализуемое на  указанных АЗС. В связи с чем, в адрес Камчатского УФАС 12.12.2017 поступило заявление  от НП «Владельцев АЗС Камчатки» о проведении проверки в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» по основаниям нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту поддержания монопольно низких розничных цен на  бензины и дизельное топливо. Однако, НП «Владельцев АЗС Камчатки» обжалуя монопольно низкие цены на бензины и дизельное топливо АО «ННК-Камчатнефтепродукт», не представило в антимонопольный орган  документы, подтверждающие повышение цен на нефтепродукты, отпускаемые независимым АЗС (участникам   НП «Владельцев АЗС Камчатки»), сведений в отношении хозяйствующих субъектов, прекративших свою деятельность в результате поддержания монопольно низких розничных цен на нефтепродукты АО «ННК-Камчатнефтепродукт», информацию о причинах,  по которым участники НП «Владельцев АЗС Камчатки» вынуждены закупать нефтепродукты у иных поставщиков  в связи  действиями АО «ННК-Камчатнефтепродукт» по поддержанию монопольно низких цен. В связи с чем, обращение  НП «Владельцев АЗС Камчатки» оставлено без рассмотрения.

         Напоминаем, что в 2014 году в результате сделки по покупке 100% акций ОАО «Камчатнефтепродукт» и 100% доли ООО «Солнечный ветер»  компанией ВОСТОК ОЙЛ (САЙПРУС)ЛИМИТИД (место нахождения: ул.Ламбруса, 1,п.н.и 1095, Никосия, Кипр). В свое время ОАО «Камчатнефтепродукт» возникло в результате  приватизации Камчатского объединения по обеспечению нефтепродуктами «Камчатнефтепродукт», обладающего резервуарами, причалами и прочим имуществом, необходимым для осуществления деятельности по хранению и перевалке нефтепродуктов и оптовой реализации. Согласно представленной АО «ННК-Камчатнефтепродукт» информации о перечне лиц, входящих с ним в одну группу лиц, в соответствии с формой, установленной приказом ФАС России от 20.11.2006 №293, в АО ННК 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, владеет АО «ННК – Актив» (ИНН 7704233903). В свою очередь в АО «ННК – Актив» 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, владеет Alliance Oil Company Ltd (Альянс Ойл Компани Лтд) (Компания с ограниченной ответственностью). При этом данная Компания владеет 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, в VOSTOK OIL (CYPRUS) LIMITED (Восток Ойл (Сайпрус) Лимитед) (Компания с ограниченной ответственностью). В свою очередь, данная Компания владеет 92,96%  общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, АО «ННК-КНП» (ИНН 4101026789).

         При этом, на территории края отсутствуют НПЗ и единственным хозяйствующим субъектом, который действует на всех стадиях поставки автомобильных бензинов на территорию Камчатки, является АО «ННК-Камчатнефтепродукт». 

         Обращаем внимание, что в 2015 году в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» антимонопольным ведомством края было возбуждено антимонопольное дело по признакам нарушения группой лиц в части входящих в нее АО «ННК» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поводом для возбуждения дела послужили новые цены на Товар, реализуемый через АЗС АО «ННК-КНП», которые были введены одиннадцать раз в 2015 году (09.03.2015, 16.03.2015,  30.07.2015, 12.08.2015, 19.09.2015, 22.09.2015, 29.09.2015, 05.10.2015, 16.10.2015, 20.10.2015, 07.11.2015).

         Камчатским УФАС России в рамках возбужденного антимонопольного дела был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке «розничная реализация автомобильных бензинов в географических границах Камчатского края, в том числе г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово».

          В 2015 году доминирующее положение на вышеуказанном рынке занимало АО «ННК-КНП». Поскольку группа лиц АО «ННК», в части входящих в нее АО «ННК» и АО «ННК-КНП» является ВИНК и соответственно АО «ННК», являясь единственным поставщиком Товара для АО «ННК-КНП», имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения Товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных, влиять на размер розничной цены Товара, данная группа лиц являющееся ВИНК АО «ННК», в части входящих в нее АО «ННК» и АО «ННК-КНП», занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензинов автомобильных в географических границах Камчатского края, в том числе г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово.

           Согласно Анализу продуктовыми границами товарного рынка является розничная реализация автомобильных бензинов.

           Камчатский край имеет практически островное положение, Товар завозится в район продаж исключительно водным транспортом с территории Приморского края, при этом у покупателей отсутствует возможность заправлять свой автотранспорт в другом регионе Российской Федерации.

           В качестве покупателей Товара рассматриваются конечные потребители нефтепродуктов, т.е. организации и население, приобретающие автомобильные бензины через АЗС Камчатского края. По состоянию на 01.01.2015 численность населения Камчатского края составила - 317 269 человек, в том числе в Петропавловске-Камчатском - 181 015 человек.

           В состав продавцов автомобильных бензинов входят организации и индивидуальные предприниматели, владеющие АЗС, расположенными на территории  Камчатского края, на праве собственности или аренды. При этом продавцом Товара, занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке, является АО «ННК-КНП», для которого единственным поставщиком Товара является АО «ННК», входящее с ним в одну группу лиц, являющейся ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании).

          По состоянию на 01.01.2015 на территории Камчатского края расположено 52 АЗС. При этом, в сравнении с другими субъектами Дальневосточного региона доступ на рынок в границах Камчатского края ограничен. В частности расстояние от порта доставки Товара Находка до порта Петропавловск-Камчатский – 12270 миль, или более 3 дней пути; расстояние от порта доставки Товара Находка до морского порта Корсаков – 502 миль, или 1,5 дня пути (для сравнения Сахалин). Также транспортировка Товара на территорию Сахалинской области может осуществляться смешанным железнодорожно – водным способом.

          Кроме того, рынок розничной реализации автомобильных бензинов на территории Сахалинской области относится к рынкам с высоким уровнем концентрации (т.е. не находится в состоянии конкуренции). Доминирующее положение на данном рынке занимает ООО «РН-Востокнефтепродукт», которое принадлежит ВИНК «Роснефть».

           При этом ООО «РН-Востокнефтепродукт» самостоятельно поставляет Товар для последующей реализации его на АЗС.

           Таким образом, Товарные рынки Камчатского края и Сахалинской области по условиям доступа на них, в связи с отсутствием на данном рынке конкуренции, являются не сопоставимыми.

          В связи с отсутствием сопоставимого товарного рынка, для определении монопольно высокой цены Товара, Комиссия антимонопольного ведомства края применило затратный метод. Для анализа затрат привлекался эксперт. Согласно экспертному заключению «определить величину расходов, учтенных в себестоимости нефтепродуктов за 11 месяцев 2015 года, учтенных в себестоимости нефтепродуктов за 11 месяцев 2015 года, объем которых необходим АО «ННК» для реализации бензина автомобильного АО «ННК-КНП» не представляется возможным».

         По результатам данной экспертизы установлено: «На данном рынке товара отсутствует конкуренция, поэтому предприятие не заинтересовано в оптимизации своих расходов, о чем свидетельствует факт значительного увеличения расходов за 11 месяцев 2015 года к расходам 2014 года по следующим статьям затрат:

- амортизация – в 9,6 раза;

- расходы на оплату труда управленческому персоналу (с учетом страховых взносов) – более чем в 2 раза;

- расходы по аренде – в 2,3 раза;

- охрана помещения – в 3,8 раза;

- иные управленческие расходы – в 2 раза».

            Согласно экспертному заключению «На увеличение расходов в целом по АО «ННК» в 2015 году повлияли следующие факторы:

- масштабная реконструкция АО «ННК-Хабаровский НПЗ»;

- резкие изменения курса валют в течение 2014 - 2015 гг.;

- изменения в налоговом законодательстве, оказывающие влияние на ценообразование в сфере топливно-энергетического комплекса;

- приобретение АО «ННК» активов у предприятий (в том числе у связанных сторон) в указанный период».

          По результатам деятельности АО «ННК» в 2015 году был получен убыток. При этом Комиссия установила, что АО «ННК», предвидя ухудшение финансового положения общества по независящим от общества причинам, экономически необоснованно увеличило свои управленческие расходы, что способствовало необоснованному увеличению размера убытка. 

        Поскольку по финансовым  результатам деятельности АО «ННК» в 2015 году получен убыток, и убыток сохраняется без учета размера управленческих расходов, т.е. расходы на производство и реализацию товара не покрываются  установленными ценами реализации Товара Комиссия УФАС пришла к выводу, что оптовая цена Поставщика не является монопольно-высокой ценой, а потому нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не подтвердилось.