• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Самые частые нарушения в сфере ЖКХ

О ПРИМЕНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫХ ЦЕНТРОВ (РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРОВ)
 

     У антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению нарушений жилищного, гражданского законодательства, а также споров, связанных с защитой прав потребителя, если при этом не нарушаются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

    Обращаем внимание на то, что в случае поступления в антимонопольный орган от управляющей организации или иных лиц заявлений об установлении РКЦ, занимающими доминирующее положение на рынке оказания услуг по сбору, учету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, необоснованно высокого размера вознаграждения за оказание данных услуг управляющим и иным организациям, антимонопольным органам следует учитывать, что такие действия РКЦ могут быть рассмотрены на предмет соответствия пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

   Кроме того, при рассмотрении заявлений о злоупотреблении доминирующим положением необходимо учитывать поправки "четвертого антимонопольного пакета", устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

   Так, круг лиц, являющихся собственниками или нанимателями помещений в одном либо нескольких домах, определить представляется возможным, несмотря на их значительное количество. При определении обоснованности устанавливаемых РКЦ цен на услуги антимонопольным органам следует руководствоваться в том числе Разъяснением N 1 Президиума ФАС России "Определение монопольно высокой и монопольно низкой цен товара".

   В некоторых случаях наличие у РКЦ доминирующего положения на товарном рынке или наличие условий для получения отдельными РКЦ такого положения на рынке и его усиления может быть обусловлено разного рода антиконкурентными действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

   При выявлении нарушений антимонопольного законодательства также необходимо учитывать, что сам по себе факт заключения договора не является достаточным доказательством заключения антиконкурентного соглашения.

   Для установления в действиях хозяйствующих субъектов нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить факт ограничения либо реальную возможность такого ограничения. Формальное указание на изменение условий обращения товара на рынке не может лечь в обоснование негативного влияния действий хозяйствующих субъектов на конкуренцию. Кроме того, во всех случаях антимонопольным органом должен быть определен товар и соответствующий товарный рынок, условия обращения на котором изменены, то есть проведен соответствующий анализ состояния конкуренции на товарном рынке в порядке, предусмотренном ч. 5.1 ст. 45 Закона "О защите конкуренции" и Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 23.11.2015) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"

Самые частые нарушения в сфере ЖКХ

   Самые частые нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства:  - хозяйствующие субъекты уклоняются или отказывают от заключения договоров в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.

    Такие действия препятствуют развитию предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, ограничивают права компаний, а также ставят под угрозу надежность и качество теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей.

    - Нарушения в действиях органов власти. Они связаны с отказами со стороны власти в установлении тарифа какой-либо компанией.

      Например, если фирма предоставляет все необходимые документы в установленный срок, то регулятор не в праве отказывать в рассмотрении.

      Между тем часто наблюдается неправомерный отказ регионального регулятора в установлении тарифа, что является нарушением ст. 15 Закона о защите конкуренции.

      Кроме того, в тройку наиболее распространенных нарушений входит проведение местными властями конкурса по отбору управляющих компаний.

      В  частности, по российскому законодательству, если собственники выбрали управляющую компанию, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

       В связи с этим, ФАС России рекомендует органам местного самоуправления соблюдать установленные правила и проводить конкурентный отбор управляющих компаний.

 

Управляющие компании и УФАС

       Функция управляющих компаний говорит сама за себя – это полное распоряжение имуществом многоквартирного дома и ответственность за него. Однако не всегда бывает так, чтобы жители дома оставались довольны деятельностью их управляющей компании, и они хотят избрать другую, которая окажет им услуги ЖКХ более качественно.

        Но недобросовестные управляющие компании, пользуясь приемами недобросовестной конкуренции, начинают «вставлять палки в колеса»: к примеру, могут не передать документацию по многоквартирному дому вновь избранной. Без этого невозможно заключить договора с организациями, поставляющими электричество, воду, отопление и другие ресурсы для здания. Стоит отметить, что при этом УФАС не сможет проверить законность вновь избранной управляющей компании, это компетенция жилищной инспекции.

        В Жилищный Кодекс внесены изменения, согласно которым с момента ввода в эксплуатацию дома – новостройки орган местного самоуправления обязан объявить конкурс о выборе управляющей компании. Ранее застройщик её навязывал сам, теперь же «своя» управляющая компания может использовать имущество многоквартирного дома до момента объявления победителя. Если же такого конкурса не было,  также следует обратиться в антимонопольный орган.

       Одним из плюсов данного нововведения в том, что жильцы будут вносить плату за содержание и ремонт дома не по индивидуальным расценкам управляющих компаний, аппетиты которых зачастую не ограничены, а по усредненным по всем муниципальному образованию, в ведении которого находится конкретный дом.

      Собственник жилья перед подписанием договора с управляющей компанией должен убедиться, что она выбрана по решению общего собрания собственников, или его большинства.

       В УФАС можно обратиться и в случае, если управляющей компании отказали в участии в конкурсе без законных оснований. Договор с компанией – победителем заключается не ранее чем через 10 дней с момента объявления результата, этого достаточно, чтобы успеть подать соответствующие жалобы.