• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Похоронные дела

 Управлением в 2017 году проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по рытью могил на кладбищах ПКГО и Елизовского муниципального района.

Целью исследования являлось установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по рытью могил.

Анализом установлено следующее.

На территории Петропавловск-Камчатского городского округа имеется одно место захоронения - муниципальное (общественное) кладбище, которое расположено в п. Дальний.

В соответствии с Порядком деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденным  Постановлением    Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.09.2009 № 2889 «Об утверждении порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе» (далее - Постановление № 2889), МУП «Лотос-М» осуществляет, в том числе рытье могил.

МУП «Лотос-М» на рынке рытья могил в границах кладбища в п. Дальний Петропавловска-Камчатского городского округа занимает доминирующее положение с долей 100 %.

В состав Елизовского муниципального района включено 10 муниципальных образований, которые состоят: из 2 городских поселений -Елизовское и Вулканное и 8 сельских поселений - Николаевское, Раздольненское, Новоавачинское, Начикинское, Паратунское, Корякское, Новолесновское, Пионерское.

На территории данных муниципальных образований расположено 15 общественных кладбищ, из них 11 действующих: 9 находятся в ведении органов местного самоуправления, на 2 кладбищах обязанность по осуществлению погребения умерших органами местного самоуправления возложена на хозяйствующие субъекты (ОАО «ЕМКХ», ИП Таран Н.Н.).

1.  На территории Елизовского городского поселения действует одно общественное кладбище, расположенное на 8 км дороги Елизово - Пратунка. Договоры, в том числе договоры аренды с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по рытью могил администрацией поселения не заключались.

В соответствии с Постановлением Главы Елизовского городского поселения от 27.03.2007 № 72-п, статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присвоен Открытому акционерному обществу «Елизовское многоотраслевое коммунальное хозяйство» (684000, Камчатский край, г. Елизово, ул. Завойко, 21-А) (далее - ОАО «ЕМКХ»).

ОАО «ЕМКХ» осуществляет рытье могил на данном кладбище только ручным способом. За 2015 год ОАО «ЕМКХ» выполнило 408 заказов, за 2016 год - 370.

2.  На территории Вулканного городского поселения кладбища отсутствуют. Захоронение умерших осуществляется на территории иных кладбищ.

3. На территории Николаевского сельского поселения расположено два кладбища (с. Сосновка, с. Николаевка). Договоры, в том числе договоры аренды с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по рытью могил, администрацией данного поселения не заключались.

Рытье могил осуществляется родственниками умершего (за счет собственных средств), либо физическими лицами, изъявившими желание оказать данные услуги на добровольной и/или безвозмездной основе.

Содержание кладбища (уборка мусора, расчистка дорог от снега и т.д.), его благоустройство осуществляется работником (физическим лицом) по договору, заключенному с ним администрацией данного поселения.

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Николаевского сельского поселения, не определены.

4.   На территории Раздольненского сельского поселения расположено два кладбища, в п. Пиначево и п. Раздольный. Договоры, в том числе договоры аренды с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по рытью могил, администрацией данного поселения, не заключались.

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Раздольненского сельского поселения, не определены.

5.     На территории Новоавачинского сельского поселения расположено три кладбища:

- кладбище на 23-24 км трассы г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково -закрыто для захоронения с 01.06.1986 (Решение Елизовского городского Совета народных депутатов от 24.04.1984 № 211 «О закрытии кладбища на 23 км Елизовского шоссе»;

- кладбище на 23-24 км трассы г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково -земельный участок площадью 2 га, под кладбище, сформирован в 2004 году, поставлен на кадастровый учет и находится в государственной собственности;

- кладбище в п. Нагорный находится в долгосрочной аренде (срок аренды 49 лет) у ИП Таран Н.Н. (юридический адрес: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Рыбаков, 13 Б; почтовый адрес: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Автомобилистов, д. 17, кв. 4) Договор аренды заключен 06.07.1999 (далее - Договор), свидетельство о государственной регистрации права от 31.08.1999 № 004609.

Согласно пункту 1.1 Договора «Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду без права последующего выкупа с приоритетным правом продления Договора земельный участок общей площадью 4.11 га, в том числе существующее кладбище 3.05 га, районе 23 км. Объездной дороги Морпорт - Аэропорт под кладбище».

Администрация Новоавачинского сельского поселения (далее - Администрация) в письме от 22.02.2017    № 299, сообщила, что «4. Специализированные службы по вопросам похоронного дела не создавались в связи с тем, что объекты «кладбища» в реестре муниципального имущества не состоят, в собственность Новоавачинского сельского поселения не передавались».

ИП Таран Н.Н. на основании соглашений о сотрудничестве заключенных с Администрацией оказывает услуги в сфере похоронного дела, в том числе рытье могил на двух действующих кладбищах Новоавачинского сельского поселения: 23-24 км трассы г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково и в п. Нагорный.

Количество услуг по рытью могил ручным способом оказанных ИП Таран Н.Н. в 2015 году составило 427, в 2016 году 536.

6.    На территории Начикинского сельского поселения  находится одно кладбище, расположенное в п. Дальний. Правоустанавливающие документы на указанный участок у данного поселения отсутствуют. Договоры, в том числе договоры аренды с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по рытью могил, администрацией данного поселения, не заключались.

Рытье могил осуществляется родственниками умершего (за счет собственных средств), либо физическими лицами, изъявившими желание оказать данные услуги на добровольной и/или безвозмездной основе. В случае отсутствия родственников, рытье могил осуществляется силами администрации данного поселения.

Содержание кладбища (уборка мусора, расчистка дорог от снега, выделение транспорта и т.д.) осуществляется за счет средств администрации Начикинского сельского поселения и МАУ «Строительства, благоустройства и ЖКХ».

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Начикинского сельского поселения, не определены.

7.   На территории Паратунского сельского поселения исторически сложилась территория для осуществления захоронений, расположенная в районе с. Паратунка. Данная территория находится на землях лесного фонда.

В связи с незначительным количеством захоронений, оказание услуг по рытью могил является не рентабельным на территории Паратунского сельского поселения. По этой причине администрацией Паратунского сельского поселения совместно с администрацией Елизовского муниципального района прорабатывается вопрос о создании межмуниципальной специализированной службы по вопросу похоронного дела для обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению и решения других сопутствующих вопросов, а также определения места на межселенной территории Елизовского муниципального района для осуществления захоронений.

В настоящее время рытье могил осуществляется безвозмездно по обращению граждан, путем привлечения администрацией Паратунского сельского поселения спецтехники у различных организаций на территории данного поселения.

8.  На территории Корякского сельского поселения расположено три кладбища, из них действующее одно и находится в ведении Корякского сельского поселения.

В настоящее время на территории Корякского сельского поселения действует Решение Собрания депутатов Корякского сельского поселения от 14.06.2010 № 40, которым принято Положение «О погребении и похоронном деле в Корякском сельском поселении».

Места для захоронения предоставляются в данном поселении бесплатно. Содержание мест захоронений осуществляется родственниками умерших. Администрация Корякского сельского поселения обеспечивает:

- установку вывески при входе с указанием наименования кладбища, его принадлежности;

- соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения;

- уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища;

- систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора, в том числе засохших цветов, венков; для этой цели заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора с подрядной организацией ООО «Эталон».

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Корякского сельского поселения, не определены, так как их создание нецелесообразно, в связи с малым количеством захоронений.

9.  В границах Новолесновского сельского поселения расположено 2 (два) исторически сложившихся места захоронения (кладбища). Одно находится в границах населенного пункта с. Южные Коряки, второе на удалении двух километров в северо-восточном направлении от населенного пункта п. Лесной.

Услуги по рытью могил, хозяйствующими субъектами, на территории поселения 2015-2016 годах, не осуществлялись.

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории  Новолесновского сельского поселения, не определены.

10.  На территории Пионерского сельского поселения мест захоронения (кладбищ) нет. Захоронение умерших осуществляется на территории иных кладбищ.

Хозяйствующие субъекты, наделенные статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Пионерского сельского поселения, не определены.

Таким образом, на территории Елизовского муниципального района выявлено 2 локальных рынка: в границах кладбища на 8 км дороги Елизово - Паратунка Елизовского муниципального района; в границах кладбищ на 23-24 км трассы г. Петропавловск-Камчатский - с. Мильково и в п. Нагорный Новоавачинского сельского поселения.

В адрес глав поселений Управлением выданы Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства о необходимости проведения конкурсных процедур по заключению договоров на оказание услуг по организации и содержанию мест захоронений в соответствии с Федеральным законом  от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О погребении и похоронном деле".

По состоянию на 2018 год Управлением возбуждено антимонопольное дело в отношении Управления городского хозяйства Администрации ПКГО и Администрации ПКГО по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в возложении на специализированную службу по вопросам похоронного дела и обслуживающую организацию функции организационно-распорядительного характера, а именно издание постановления Администрации Петропавловск-Камчатского округа   № 2889 от 24.09.2009 п. 1.2.,2.1.1.специализированная служба по вопросам похоронного дела содержит и эксплуатирует общественные кладбища Петропавловск-Камчатского городского округа, п. 2.1.3. подготавливает (разрабатывает) земельные участки для захоронения, следовательно, наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения, регистрации мест захоронения (Постановление № 348-нд от 01.09.2015), предоставлению земельных участков для захоронений, выдаче удостоверения о захоронении, выдаче разрешения на под захоронение, выдаче разрешения на проведение работ, связанных с установкой, демонтажем или заменой надмогильных сооружений, фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела и обслуживающей организации функциями органа местного самоуправления, что может повлечь создание преимущественных условий деятельности для данных хозяйствующих субъектов и является необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению (подготовка, копка могил) согласно постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа имеет право осуществлять только специализированная служба, что нарушает ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле, требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Дополнительно,  в адрес Собрания депутатов Елизовского городского поселения выдано Предупреждение  о необходимости привести  в соответствие решение Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 97 от 09.02.2017 года «О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения» с Федеральным законом  № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».

Согласно решения Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 97 от 09.02.2017 года «О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения» ст. 3 п. 3 специализированная служба по вопросам похоронного дела эксплуатирует общественные кладбища Елизовского городского поселения, ст.4 п 2.2. подготавливает (разрабатывает) земельные участки для захоронения, ст. 4 п.2.3 выделяет земельные участки для захоронения на территории общественного кладбища, следовательно, наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения, ст.4 п.2.5, 2.6 осуществляет ведение регистрационного учета захоронений, ведение учета собственников надгробных сооружений и памятников, выдаче удостоверения о захоронении, выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений, отслеживает случаи недобросовестного исполнения ритуальных, фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела и обслуживающей организации функциями органа местного самоуправления, что может повлечь создание преимущественных условий деятельности для данных хозяйствующих субъектов и является необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению (подготовка, копка могил, что нарушает ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле, требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Елизовского городского поселения.