• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и организации приема платежей

13.09.2012                                                               г. Петропавловск-Камчатский

 

 

         Анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

 

         Анализ проводится в рамках рассмотрения дела №21-05/27-12А связи с поступлением в Камчатское УФАС России заявления Плутахиной О.Б., в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МАУ «РКЦ по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», выразившегося в задержках направления счетов-квитанций, зачислений сумм оплаченных задолженностей за более поздние месяцы и необоснованное зачисление пени за более ранние месяцы.

         Целью исследования является определение положения Муниципального автономного учреждения «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» (далее – МАУ «РКЦ») на товарном рынке.

 

Временной интервал исследования.

Поскольку в заявлении Плутахиной О.Б. содержится указание на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в период 2010 г. – 1 полугодие 2012 г. для целей исследования необходимо провести анализ за 2010 г. – 1 полугодие 2012 г.

 

Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с п.3.2 Порядка  определении продуктов границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

 

Основными покупателями услуг по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и организации приема платежей являются лица, осуществляющие управление многоквартирными домами – управляющие компании, товарищества собственников жилья.

         Из анализа предметов договоров следует, что покупатели услуг, в большинстве,  приобретают одновременно и услуги по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, и услуги по организации приема (сбору) платежей.

 

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что для покупателей является целесообразным приобретение всего комплекса услуг, начиная от расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги и заканчивая перечислением поступивших от населения денежных средств.

 

         Вышеуказанные услуги в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) относятся к группе 70.32 «Услуги по управлению эксплуатацией недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе» и имеют код 70.32.11.120 «Услуги по сбору и обработке платежей за жилое помещение и коммунальные услуги».

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) такой вид деятельности как «Управление эксплуатацией жилого фонда» относится к подгруппе 70.32.1.

 

Таким образом, продуктовыми границами рынка являются услуги по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и организации приема платежей (далее также – услуги по начислению и сбору платежей).

 

Географические границы рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основано на возможности покупателя приобрести товар в данных границах исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж.

Территорией, на которой МАУ «РКЦ» реализует свои услуги, является г. Петропавловск-Камчатский.

Следовательно, географическими границами рынка является г. Петропавловск-Камчатский.

 

Состав хозяйствующих субъектов.

         При проведении настоящего Анализа установлено, что лицами, оказывающими услуги по начислению и сбору платежей (продавцами), являются:

-  МАУ «РКЦ» (г. Петропавловск-Камчатский, проспект К. Маркса, д.35);

- ООО Управляющая компания «Жилремсервис» (г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, 6а).

        

В соответствии с пунктом 5.2. Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется следующее условие: выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

При заключении договоров на оказание услуг по начислению и сбору платежей стоимость и объем данных услуг зависит от площади жилых помещений, обслуживаемых покупателем (заказчиком) услуг за месяц, либо от суммы собранных платежей за расчетный месяц, которая, в свою очередь, зависит от площади жилых помещений и от численности населения, проживающего в этих помещениях.

Следовательно, максимальный объем рынка услуг по начислению и сбору платежей в натуральных показателях в г. Петропавловске-Камчатском определяется площадью жилых помещений и численностью населения г. Петропавловска-Камчатского, а доля хозяйствующего субъекта на указанном рынке зависит от доли площади, приходящейся на жилые помещения, платежи за которые начисляет и обрабатывает хозяйствующий субъект, и от доли населения, проживающего в этих жилых помещениях, соответственно.

 

За период с 01.01.2010 по 01.07.2012 доля площади жилых помещений в г. Петропавловске-Камчатском, платежи за которые начисляет и обрабатывает МАУ «РКЦ», в общей площади многоквартирных домов в г. Петропавловске-Камчатском составляет более 50%. Доля населения, проживающего в жилых помещениях, платежи за которые начисляет и обрабатывает МАУ «РКЦ», в общей численности населения г. Петропавловска-Камчатского также составляет более 50%.

Указанные сведения являются достаточными для того, чтобы подтвердить гипотезу о доминирующем положении МАУ «РКЦ» на рынке услуг по начислению и сбору платежей в г. Петропавловске-Камчатском, а также для установления влияния МАУ «РКЦ» на состояние конкуренции.

Следовательно, количество выявленных продавцов является достаточным.

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

 

В данном исследовании для определения объема рынка используется общая площадь многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Доля МАУ «РКЦ» на исследуемом товарном рынке за период 2010г. – 1 полугодие 2012 г. превышает 50%.

 

Уровень концентрации товарного рынка.

         Коэффициент рыночной концентрации на исследуемом товарном рынке CR3 превышает 70 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана превышает 2000, рынок имеет высокий уровень концентрации.

        

 

         Барьеры входа на товарный рынок.

Барьером для вхождения на анализируемый рынок являются преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на этом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка по наличию долгосрочных договоров с приобретателями услуг.

        

         Оценка состояния конкурентной среды.

         Рынок услуг по начислению и сбору платежей относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

         На отсутствие развитой конкуренции оказывают влияние следующие обстоятельства:

          - наличие у МАУ «РКЦ» долгосрочных договоров с приобретателями услуг, которые являются наиболее крупными покупателями услуг на исследуемом товарном рынке;

          - возможность покупателей услуг, обслуживающих незначительный объем жилых помещений, самостоятельно выполнять эти услуги, не приобретая их у третьих лиц.

 

Вывод

МАУ «РКЦ» занимает более 50% доли на рынке услуг по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и организации приема платежей в границах г. Петропавловска-Камчатского, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке и занимает доминирующее положение на этом рынке.