Аналитический отчет по итогам исследования состояния конкуренции между аэропортами на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовое обслуживание) в Камчатском крае за 2011 – 2012 годы

 

Аналитический отчет

 по итогам исследования состояния конкуренции между аэропортами

 на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовое обслуживание) в Камчатском крае за 2011 – 2012 годы

 

 

Настоящее исследование состояния конкуренции между аэропортами на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) проведено в исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России 19.12.2012 № 773/12 (изменения внесены приказом ФАС России от 08.04.2013 № 231/13).

 

Состояние конкуренции между аэропортами на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) исследовано для:

- рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;

- осуществления государственного контроля экономической концентрации;

- осуществления государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями аэропортов в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- осуществления государственного контроля за торгами (конкурсами) в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции;

- решения любых других задач, требующих оценки конкуренции между аэропортами на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность).

 

I. Временной интервал исследования товарного рынка.

Исследование состояния конкуренции между аэропортами на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовое обслуживание) проводится за 2011-2012 годы.

 

I I. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В настоящем случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность). В контексте настоящего исследования данные услуги рассмотрены в целом, без их детализации и оценки отдельных видов обслуживания.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах (аэропортовое обслуживание).

 

I I I. Географические границы товарного рынка.

Все пассажирские перевозки за пределы полуострова Камчатка организованы исключительно по воздушным линиям, прием, выпуск воздушных судов Российский и международных авиакомпаний на территории Камчатского края обеспечивает единственный на Камчатке аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово). Следовательно, географические границы рынка услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовое обслуживание) определены территорией аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово).

 

IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

На сегодняшний день аэропорт федерального значения Петропавловск-Камчатский (Елизово), расположенный на территории Елизовского городского поселения Камчатского края, летное подразделение, авиационно-техническая база и другие службы, осуществляющие комплекс услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, входят в состав Государственного  унитарного предприятия  Камчатского  края  "Камчатское  авиационное  предприятие" ( далее – ГУП КАП). 

Ранее, в 2010 году была проведена реорганизация федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия (далее - ФГУПКАП) путем присоединения к нему ФГУП «КорАП». На втором этапе структурных преобразований из состава реорганизованного авиапредприятия произошло выделение ФГУП «Аэропорты Камчатки» с преобразованием его в ФКП «Аэропорты Камчатки». В конце 2012 года на  основании  распоряжения  Правительства РФ  от 25.08.2012 г. №1525-р «О передаче в государственную  собственность  Камчатского  края    федерального  государственного   унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия» имущественный комплекс ФГУПКАП был передан в государственную собственность Камчатского края.

ФГУПКАП  состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% в локальных границах аэропорта Петропавловск-Камчатский с долей свыше 50% на рынке услуг аэропортового обслуживания (код по ОКВЭД 63).

Характеристика аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово)

 

Таблица 1

 

 

ГУП КАП оказывает:

  • аэропортовые услуги,

в том числе

обеспечение взлета-посадки ВС, обеспечение авиационной безопасности, обеспечение сверхнормативной стоянки, обеспечение обслуживание пассажиров и багажа, регистрация билетов и оформление багажа к перевозке, доставка пассажиров к месту стоянки ВС и организации посадки пассажиров на ВС, встреча пассажиров при выходе из ВС, доставка пассажиров в здание аэровокзала, информационное обеспечение авиаперевозок пассажиров и багажа, оформление перевозочной документации на воздушную перевозку пассажиров и багажа, расчет центровочного графика;

  • дополнительные услуги по авиационной безопасности,

в том числе

персональная охрана воздушных судов, персональное сопровождение пассажиров, персональное сопровождение багажа, грузов и почты, обслуживание в зале повышенной комфортности, предоставление услуг по авиационной безопасности;

  • штурманское обеспечение полетов,

в том числе

предоставление навигационных расчетов, составление флайт-планов, аренда сборников аэронавигационной информации, аренда радионавигационных карт, расчет потребности горюче-смазочных материалов с учетом прогнозируемого ветра;

  • медицинский осмотр членов экипажа;
  • доставка экипажа;
  • обеспечение работы аэропорта вне регламента;
  • услуги по предоставлению бортового питания.

У аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) имеется возможность обслуживать грузовые перевозки.

Перечень авиаперевозчиков, осуществляющих полеты через аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово):

«Аэрофлот Российские Авиалинии» (ОАО);

«Владивосток АВИА» (ОАО);

«Авиакомпания «Россия» (ОАО);

«Сибирь» (ОАО);

 «Трансаэро» (ОАО);

«Якутия» (ОАО).

ГУП КАП осуществляются неавиационные виды деятельности: автостоянка, аренда помещений и следующие услуги:

  1. Услуги базы отдыха «Малка»;
  2. Услуги бортового и общественного питания;
  3. Медицинские услуги;
  4. Въезд на охраняемую территорию;
  5. Проживание в профилактории летного состава;
  6. Авто-услуги.

Доля неавиационных видов деятельности в объеме оказываемых услуг аэропорта Петропавловск-Камчатский составляет в 2011 году 29,8 процентов, в 2012 году – 33,7 процентов.

В рамках ФЦП в 2011-2012 годы ГУП КАП не являлось получателем бюджетных средств.

Возможность обслуживать низкотарифные перевозки (при существующей бизнес-модели аэропорта), работать по принципу аэропорта-хаба у ГУП КАП отсутствует.

 

V. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчёт объема рынка услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании следующих показателей:

1) количество рейсов и маршрутов, выполненных авиаперевозчиками через аэропорт за рассматриваемый период времени (в штуках);

2) количество обслуженных в аэропорту пассажиров и перевезенных грузов за рассматриваемый период времени (в тыс. чел. и в тоннах соответственно).

Показатели рассчитаны по следующим видам перевозок:

  • регулярные внутренние перевозки;
  • регулярные международные перевозки;
  • нерегулярные внутренние перевозки;
  • нерегулярные международные перевозки;
  • грузовые внутренние перевозки;
  • грузовые международные перевозки (транзитные).

Количество маршрутов, выполненных авиаперевозчиками через аэропорт Петропавловск-Камчатский за исследуемый период:

  • Регулярные внутренние перевозки:
  1. Хабаровск-Петропавловск-Камчатский;
  2. Владивосток-П-Камчатский;
  3. Новосибирск-Владивосток-П-Камчатский;
  4. Новосибирск-Хабаровск-П-Камчатский;
  5. Екатеринбург-Иркутск-Владивосток-П-Камчатский;
  6. Санкт-Петербург-Екатеринбург-Иркутск-Владивосток-П-Камчатский;
  7. Санкт-Петербург-П-Камчатский;
  8. Краснодар-Иркутск-П-Камчатский;
  9. Краснодар-Красноярск-П-Камчатский;
  10. Якутск-Магадан-П-Камчатский;
  11. Москва (Внуково)-П-Камчатский;
  12. Москва (Домодедово)-П-Камчатский;
  13. Москва (Шереметьево)-П-Камчатский;
  • Регулярные международные перевозки в количестве 13 штук: Анкоридж, Гонолулу, Китай, Мюнхен, Нагоя-Комаки, Нарита, Пекин, Пхукет, Сеул, Тайпей, Токио, Тулуза, Харбин;
  • Регулярные внутренние (транзитные) и международные (транзитные), грузовые внутренние (транзитные) и международные через аэропорт Петропавловск-Камчатский не осуществляются;
  • Нерегулярные внутренние перевозки составили 27 штук,

в том числе совершены полеты через аэропорт:

Абакан, Анадырь, Благовещенск, Братск, Владивосток, Екатеринбург, Иваново, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Красноярск, Магадан, Москва, Нерюнгри, Нижневартовск, Николаевск-На-Амуре, Новосибирск, Ноглики, Ноябрьск, Санкт-Петербург, Северо-Курильск, Томск, Тюмень, Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль;

  • Нерегулярные международные перевозки:
  1. Лос-Анджелес.
  • Грузовые внутренние перевозки:
  1. Москва (Внуково)-П-Камчатский;
  2. Москва (Домодедово)-П-Камчатский;
  3. Новосибирск – П-Камчатский;
  • Грузовые международные перевозки (транзитные):
  1. Торонто (Канада).

 

Таблица 2

 

            Доля ГУП КАП в продуктовых и географических границах исследуемого рынка за 2011 и 2012 годы составила 100 процентов.

 

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Уровень концентрации рынка услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах (аэропортовое обслуживание)  определен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Исходя из данных Таблицы 2 раздела V. данного аналитического отчета в 2011 году и в 2012 году значение коэффициента рыночной концентрации (CR) на исследуемом рынке равно 100 процентам, значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) равно 10000. Рынок имеет высокий уровень концентрации, характеризуется отсутствием конкуренции.

 

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

         ГУП КАП в своем письме отмечает, что в связи с регулированием аэропортовой деятельности (аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) - субъект естественных монополий) на низкорентабельном уровне, предоставлением субсидий на компенсацию части затрат, связанных с авиаперевозкой пассажиров по территории Камчатского края, нет возможности высвобождения собственных средств для обновления парка ВС и инфраструктуры аэропорта.

          

VIII. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Рынок услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовое обслуживание) в аэропорту Петропавловск - Камчатский относится к типу рынка – высококонцентрированный и характеризуется отсутствием конкуренции.