ФАС: «…Конкуренция должна быть здоровой...»

Монополизации бизнеса и конкуренция  привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля,  потому что присутствующая  недавно в управлении экономикой система исключала свободную конкуренцию. В данный момент значимая роль отводится созданию законов,  которые призваны регулировать  конкуренцию.

Здесь следует понимать, что антимонопольная политика и законодательство не имеют своей  целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. Реальное назначение антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому  люди должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни.

 

С момента создания российского конкурентного ведомства прошло  19 лет. 9 марта

2004 г. Министерство было упразднено,  его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, которая на сегодняшний день,  является главным антимонопольным органом России.  Можно сказать, что функции ФАС претерпели некоторые изменения, в частности, в сфере полномочий. Их стало больше. Появились новые рычаги воздействия, инструменты, регулирующие конкуренцию между хозяйствующими субъектами. Изменились методы и формы работы. В последнее время в бизнес-среде ФАС опасаются не меньше, чем налоговой службы с ее бесконечными проверками и штрафами.

 За столь короткий период ФАС  приобрела ОПЫТ, АВТОРИТЕТ, РЕЗУЛЬТАТ. А все потому, что  сотрудники ФАС  не боятся  возбуждать громкие дела против самых крупных компаний. При этом  следует  понимать, что  ФАС затрагивает очень серьезные вопросы, ущемляя тем самым, интересы крупных олигархических групп. В минувшем году завершены десятки  «громких» дел, о которых не раз сообщала и центральная и местная пресса.  Мы тоже не остались в стороне и задали несколько вопросов  руководителю Управления ФАС по Камчатскому краю Петрову Андрею Васильевичу. Цель нашей беседы - рассказать о деятельности антимонопольной службы, как на Камчатке, так и на федеральном уровне.

- Сегодня, да впрочем, и всегда, только ленивый не рассуждает о том, что армия чиновников растет день ото дня. Андрей Васильевич, какова цель создания Федеральной антимонопольной службы, насколько она оправдана? 

-  Сразу отвечу: цель оправдана. И вот почему. Мы давно вступили в рыночные отношения. А там где рыночные отношения, необходим контроль и регулирование рынка. Потому что возникают монополисты, которые постепенно занимают  доминирующее положение и захватывают  рынок.  Появляются хозяйствующие субъекты,  создающие всевозможные барьеры для вступления на рынок других предприятий.  Кроме этого, антимонопольная служба осуществляет контроль над органами исполнительной власти. Поскольку, именно органы власти часто издают антиконкурентные нормативные акты, мешающие  предпринимательству свободно развиваться, вводят всевозможные ограничения.

Антимонопольное регулирование  введено в действие еще римлянами. Что касается современной  мировой практики, то яркий пример доминирования это, безусловно, компания Microsoft . Кстати, Федеральная антимонопольная служба собирается внести  Microsoft в реестр компаний-монополистов на российском рынке. После признания Microsoft монополистом, ФАС сможет применять в отношении корпорации статью 10 федерального закона «О защите конкуренции». Она запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, навязывать партнерам заведомо невыгодные условия работы, а также препятствовать работе других участников рынка. Необходимо создать такие  условия, при которых предприятия   будут конкурировать. Но эта конкуренция должна быть здоровая. Так что, теперь монополистов просят побеспокоиться.

- Андрей Васильевич, как на Ваш  взгляд,  ФАС повлиял и повлияет в будущем  на оздоровление экономики Камчатки?

-  Несмотря на кризис и снижение доходов большей части населения, крупные монополии продолжают необоснованно повышать тарифы и цены на свою продукцию − предметы первой необходимости и повседневного массового спроса, жизненно важные товары и услуги.  Подобное поведение угрожает не только снижением жизненного уровня многих камчатцев, но и углублением кризиса, со всеми вытекающими… Уж поверьте мне, мы перегруппировали наши силы для того, чтобы именно в этой сфере, учитывая кризис, осуществлять максимальное наблюдение. Раз здравомыслие у  монополистов и властьимущих, создающих барьеры честному бизнесу,   молчат, то приструнить их остаётся только строгим государственным контролем.   Хочу подчеркнуть, что наша служба   получила соответствующее поручение от Президента и  Председателя Правительства. Антимонопольная служба добилась значительных успехов на своем поприще. Разумеется, это лишь промежуточный результат,  у нас большие планы.

- Как сообщает центральная пресса, в текущем  году под неусыпным  контролем ФАС  находятся сферы здравоохранения, образования и торговли. Хотелось бы думать, что и наш – удаленный регион такая политика не обошла стороной.

- Действительно, на продовольственных рынках бесконтрольно растут цены, а аптечный бизнес во многих регионах перерос в монополию.

Если в прошлом году ситуация на продовольственном рынке была стабильная, сейчас же   мы констатируем  запредельный рост цен.    Если говорить коротко, что касается нашего региона, по итогам работы прошлого года    антимонопольной службой выявлено около 40 нарушений в сфере защиты конкуренции. Возбуждены антимонопольные дела, мы  провели   десятки контрольно-проверочных мероприятий по Камчатскому краю. Но на этом мы не останавливаемся.

- Сейчас очень много разговоров вокруг  естественных монополий. Что предпринимает ФАС для регулирования деятельности субъектов естественных монополий именно на Камчатке?

- Региональные естественные монополии связаны с такими отраслями, как энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, которые составляют основу жизнеобеспечения населения и инфраструктуры экономики регионов. Что касается Камчатки, мы не исключение. В реестре Камчатского  края стоит больше 70 предприятий занимающих  доминирующее положение. Наша задача создать им такие условия, при которых они не будут себя слишком вольготно  чувствовать. Для этого их включают в реестр монополистов.  Далее, предприятию – монополисту определяют   поведенческие условия. ФАС контролирует  тарифы, которые устанавливает министерство  по тарифам,  а наша задача следить, чтобы их не превышали. А штрафы сейчас очень высокие.  Бюджету России, в прошлом году ФАС сэкономила около 300 млрд. рублей. Все это благодаря  тому, что ввели аукционы, конкурсы.  В целом, можно говорить о том, что после принятия  94 ФЗ,  регламентирующего правила поставки товаров, работ услуг ситуация приобрела большую прозрачность.

-  Может ли ФАС влиять на кризис, какие антикризисные меры принимает Федеральная антимонопольная служба для стабилизации экономики?

- В качестве примера успешной деятельности Антимонопольной службы можно вспомнить недавнюю ситуацию с нефтепродуктами. В прошлом году по России, в том числе  на Камчатке, цены поползли вверх-  34, 35 рублей за литр. Сейчас 26 рублей. Мы стали интересоваться  тарифами, провели мониторинг по каждому виду топлива  и проанализировали ситуацию. Отправляли письма,  возбуждали дела, наказывали, штрафовали предприятия. В итоге, ситуация нормализовалась. В данный момент,  ситуация под контролем. Стоит отметить, что это политика правительства. Наш руководитель пользуется большим авторитетом в стране. В том числе, его поддерживает Президент и Председатель Правительства РФ.

- Андрей Васильевич, считаете ли Вы, что деятельность  антимонопольной сл ужбы должна быть публичной?

 - Это обязательно. У нас такая система в ФАС, что нам вменяется в обязанность освещать свою работу. Вопрос оповещения населения – обязательное  условие  деятельности нашей службы.  Мы все публикуем, у нас есть  свой сайт. Информация вся открыта и все прозрачно.

 

Почему именно в последнее время антимонопольная служба стала работать так жестко? Чем вызвана такая активизация?

- Так сочло нужным наше руководство.  Проблема в том, что нельзя было резко принимать жесткие меры в отношении предпринимателей. УФАС молодая структура не было опыта, наработок. Однако, сейчас вырисовывается позиция, рынок более прозрачен, понятен, мы уже видим, кто как работает. Уже ясно как регулировать рынок, чтобы бюджет страны взять под контроль.

С каждым годом у Антимонопольной службы все больше полномочий. Сейчас мы пошли уже в рыночные сети, не только монополистов, но в и розницу. Кстати, мы ожидаем новый закон о торговле  с нашими поправками. Это, согласитесь, факт красноречивый.

 

Подводя итоги беседы, рискнем сделать вывод: можно принять сколь угодно хороший закон, но если на практике за ним нет упорядоченного  контроля, то и работать он не будет. Цель Антимонопольной службы – заставить законы «работать»,   на все 100%. Значит, методы, которые использует ФАС в работе (хоть их считают жесткими),  наверняка оправданы, поскольку, в конечном счете, работа ФАС идет на пользу населению нашего государства.