Дело в отношении ПАО "Ростелеком"

В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан, а также материалы, переданные из Камчатского УФАС России, о наличии в действиях ПАО «Ростелеком» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении монопольно высоких тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края.

ФАС России проанализировал изменения тарифов ПАО «Ростелеком» на территории Камчатского края на услуги доступа к сети интернет за период с 2016 по 2017 год и данные о себестоимости, рентабельности, объёме и доходах от оказания услуг по доступу к сети интернет за 2016 год и первый квартал 2017 года и установил, что тарифы на услуги доступа к сети Интернет, установленные ПАО «Ростелеком» 10.07.2017г. существенно не изменились по отношению к тарифам, установленным 23.09.2016г.

На основе анализа также сделан вывод, что себестоимость услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии xDSL за первый квартал 2017 года снизилась на 62,3% по отношению к 2016 году, себестоимость услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet за первый квартал 2017 года снизилась на 74,7% по отношению к 2016 году.

По результатам анализа объёмов оказания услуг установлено, что в первом квартале 2017 года объём оказания услуги выделенного доступа к сети Интернет составил 71,15% от объёма оказания данной услуги за весь 2016 год, аналогичный показатель для услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet и прочим проводным технологиям составил 87,51%, что свидетельствует о значительном увеличении объёмов оказания услуг доступа к сети Интернет.

Таким образом, ПАО «Ростелеком» имело возможность снизить тарифы на услуги доступа к сети Интернет соразмерно снижению себестоимости оказания данных услуг.

Также по результатам анализа установлено, что рентабельность услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии xDSL составила 83,98%, услуги выделенного доступа к сети Интернет по технологии Ethernet и прочим проводным технологиям рентабельность составила 55,55%, в то время как средняя рентабельность проданных товаров, работ, услуг в сфере связи оп данным официальной статистики, представленной на официальном сайте Росстата, составила 18,2%.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов Камчатского края.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможеннотарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

При существенном снижении себестоимости услуги доступа к сети Интернет и увеличении объёма оказываемых услуг, неснижение ПАО «Ростелеком» ранее установленных тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края содержит признаки монопольно высокой цены товара.

На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.03.201 8 № 366/18 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении, поддержании монопольно высоких цен (тарифов) на услуги доступа к сети Интернет на территории Камчатского края.