Анализ состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов в Камчатском крае

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ

Отдел антимонопольного контроля и государственного заказа

                 


Аналитический отчет

 

Анализ состояния конкуренции

на розничных рынках автомобильных бензинов

в Камчатском крае

 

10 сентября 2013г.                                                            г. Петропавловск-Камчатский

 

 

1. Цели проведения исследования

Настоящий анализ проводится во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2012 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на  2013-2014 годы» и в соответствии с  Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках  автомобильных бензинов, направленными ФАС России письмом от 15.05.2013 №АГ/18850/13.

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках.

 

2. Временной интервал исследования

Так как исследование носит ретроспективный характер, целесообразно определить временной интервал исследования как 2012 год.

 

3. Продуктовые границы рынка

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями …»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

 

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива. По октановому числу автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (октановое число 76,0 по моторному методу и 80,0 – по исследовательскому методу);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (октановое число 82,5 - 88 по моторному методу, 91 - 98 – по исследовательскому методу).

 

Вместе с тем, разница розничных цен между низкооктановым бензином марки Нормаль-80 и высокооктановым бензином марки Регуляр-92, реализуемых в Камчатском крае, составляет менее 10%. Так, например, с января по октябрь 2012 года на автозаправочных станциях (далее – АЗС) в г. Петропавловске-Камчатском разница в цене указанных марок составляла всего 40 копеек (цена Нормаль-80 – 32,5 руб./л, цена Регуляр-92 – 32,9 руб./л).

С октября 2012 года в связи с ростом цен производителей нефтепродуктов произошел рост розничных цен на автомобильные бензины, при котором розничная цена на бензин марки Регуляр-92  увеличилась значительнее по сравнению с ценой на бензин марки Нормаль-80. На конец 2012 года  цена Нормаль-80 составляла 33,5 руб./л, цена Регуляр-92 – 36,3 руб./л, что привело к  увеличению разницы в ценах указанных марок бензинов до 8%.

 

Кроме того, в последнее время при увеличении объема реализации высокооктановых бензинов, объем реализации низкооктановых бензинов существенно сокращается, в том числе и в результате законодательных мер, направленных на сокращение производства низкооктановых бензинов в Российской Федерации. Таким образом, наблюдается тенденция по замещению низкооктановых бензинов высокооктановыми.

 

В связи с изложенным, продуктовыми границами рынка является розничный рынок автомобильных бензинов.

 

 

4. Географические границы рынка

Настоящее исследование проводится в географических границах региона ответственности Камчатского УФАС России, а именно в границах Камчатского края.

 

Кроме того, в границах Камчатского края выделяется локальный розничный рынок автомобильных бензинов в границах г. Петропавловска-Камчатского, г. Елизово и соединяющих их автомобильной дороги.

Города Петропавловск-Камчатский и Елизово являются самыми крупными населенными пунктами Камчатского края, в которых сконцентрирована основная масса населения, проживающего в Камчатском крае (около 70%),  и промышленных предприятий.

Города Петропавловск-Камчатский и Елизово находятся в непосредственной близости друг от друга  – около 25 км расстояние между границами этих городов, и 32 км – между центрами городов. Города соединяют две параллельные автомобильные  дороги: 1) федеральная автомобильная дорога «Морпорт-Аэропорт» – это удобная загородная трасса с хорошим дорожным покрытием, перемещение на автомобиле по которой возможно быстрее (путь от г.Петропавловска-Камчатского до г. Елизова занимает около 30 минут), чем по городу, что позволяет экономить топливо и время; 2) объездная дорога, которая пролегает через небольшие поселки, расположенные между двумя указанными городами. Дороги связаны между  собой в нескольких местах перемычками.

Между г. Петропавловском-Камчатским и г. Елизово по обеим дорогам организовано регулярное пассажирское сообщение. Перевозки осуществляются муниципальными автобусами, частными микроавтобусами, такси. Часть населения обоих городов совершает регулярные поездки из одного города в другой,  и имеет возможность выбора при заправке автотранспорта между АЗС, расположенными в г. Петропавловске-Камчатском и г. Елизове, то есть не несет дополнительных затрат на транспортировку товара (автомобильного бензина). Кроме того маршрут автомобильных перевозок и поездок из г. Петропавловска-Камчатского в другие районы Камчатского края пролегает через г.Елизово.

 

Вместе с тем, затраты на транспортировку составляют следующие значения:

- расстояние между границами г. Петропавловска-Камчатского  и г.Елизово в прямом и обратном направлениях составляет около  50 км;

- объем топливного бака автомобиля – 60 литров;

- средний расход топлива – 10 литров на 100 км пробега;

- заправка в г. Петропавловске-Камчатском стоит:

60 литров х 36,3  рубля = 2178 рублей;

- затраты на транспортировку из г. Елизова (расход топлива на 50 км – 5 литров): 

5 литров х 36,3 рубля = 181,5 рублей;

- стоимость заправки с учетом затрат на транспортировку:

2178+181,5=2359,5 рублей;

- разница в стоимости товара с учетом транспортировки составляет

2359,5/2178*100%-100=8,3%.

То есть затраты на транспортировку не превышают 10 процентов.

 

Стоимость автомобильных бензинов на АЗС, расположенных  в обозначенных географических границах локального рынка, одинакова.

Таким образом, автозаправочные станции, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском, в г. Елизово и вдоль автомобильных дорог, соединяющих оба города, расположены в единых географических границах.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничным рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке в Камчатском крае, а также на локальном розничном рынке в границах г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово и соединяющих их автомобильных дорог (далее - локальный рынок), представлены в таблице 1 «Сведения о составе участников розничного рынка автомобильных бензинов и объемах их реализации за 2012 год».

В границах исследуемого товарного рынка в качестве основных продавцов действуют следующие хозяйствующие субъекты, которые не входят в одну группу лиц, а также в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, то есть являются независимыми:

- Открытое акционерное общество «Камчатнефтепродукт»;

- Общество с ограниченной ответственностью «ТСК»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Востокнефтепродукт»;

-Общество с ограниченной ответственностью «Камчатское нефтехозяйство»;

- Общество с ограниченной ответственностью «Камгаз»;

- Индивидуальный предприниматель Тарасов П. В.;

- Индивидуальный предприниматель Заник И. В.;

- Индивидуальный предприниматель Ломакин А. А..

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов в натуральном выражении (литр).

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемый данным хозяйствующим субъектом на исследуемом товарном рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Перечисленные в пункте 5 настоящего Аналитического отчета хозяйствующие субъекты в границах Камчатского края осуществляют реализацию автомобильных бензинов на 40 АЗС. Всего в Камчатском крае функционирует около 60 АЗС.

 Перечисленные в пункте 5 настоящего Аналитического отчета хозяйствующие субъекты в границах локального рынка (г. Петропавловск-Камчатский и г.Елизово) осуществляют реализацию автомобильных бензинов на 29 АЗС. Всего на указанном локальном  рынке функционирует около 39 АЗС.

 

По хозяйствующим субъектам, которые не представили информацию (в основном это индивидуальные предприниматели, в эксплуатации которых находится одна-две АЗС), объем реализации определен расчетным путем: количество эксплуатируемых ими АЗС умножено на средний объем реализации на одной  АЗС. Средний объем реализации  на одной АЗС рассчитан на основании сведений, представленных хозяйствующими субъектами, указанными в пункте 5 настоящего Аналитического отчета, исключая данные по ОАО «Камчатнефтепродукт», так как объем реализации, приходящийся на одну АЗС ОАО «Камчатнефтепродукт», значительно превышает данные по другим хозяйствующим субъектам.

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке представлены в таблице 1 «Сведения о составе участников розничного рынка автомобильных бензинов и объемах их реализации за 2012 год».

В составе розничного рынка автомобильных бензинов в целом по Камчатскому краю объем выделенного локального  рынка составляет более 70 процентов, и указанные рынки имеют схожую структуру и состояние конкурентной среды.

Долю свыше 50% на розничных рынках автомобильных бензинов занимает ОАО «Камчатнефтепродукт»:  52,9%  – в границах Камчатского края; 54,4% – в границах г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово.

Доли на рынке других  хозяйствующих субъектов значительно меньше доли ОАО «Камчатнефтепродукт». Так, долю свыше 8% занимает только ООО «ТСК»: 11,3%  – в границах Камчатского края; 15,3% – в границах г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Коэффициент рыночной концентрации CR-3 на розничных рынках  автомобильных бензинов либо превышает 70%, либо приближается к указанному значению; индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) превышает 2000.

Таким образом, показатели рыночной концентрации  характеризуют исследуемый рынок  как рынок с высоким уровнем концентрации. 

 

8. Оценка состояние конкурентной среды и определение барьеров входа на товарный рынок

           

            Исследуемый розничный рынок автомобильных бензинов относится к рынку с неразвитой конкуренцией, доминирующее положение на котором занимает ОАО «Камчатнефтепродукт».

Организации, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на территории Камчатского края, не входят в состав группы лиц производителей нефтепродуктов, то есть в состав ВИНК. На территории  региона отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепродукты с заводов, расположенных в других субъектах Российской Федерации, железнодорожным транспортом доставляются до нефтепорта (г. Находка), затем танкерами завозятся на территорию региона и на нефтебазах Камчатского края переваливаются на автомобильный транспорт.

           

Хозяйствующим субъектом, который действует на всех стадиях поставки автомобильных бензинов на территорию Камчатского края, является ОАО «Камчатнефтепродукт».

ОАО «Камчатнефтепродукт» имеет самую разветвленную и многочисленную сеть АЗС на территории Камчатского края, что позволяет этому хозяйственному обществу заключать договоры на реализацию автомобильного бензина и дизельного топлива с организациями, которые выполняют междугородние автомобильные перевозки, поездки  и нуждаются в приобретении моторного топлива в бóльших объемах и в различных населенных пунктах Камчатского края.

ОАО «Камчатнефтепродукт» является ценовым лидером.

Таким образом, несмотря на то, что ОАО «Камчатнефтепродукт» не является ВИНК, наличие на розничном рынке такого хозяйствующего субъекта, действующего на стадиях ввоза, перевалки, оптовой реализации моторного топлива, при отсутствии у других владельцев АЗС производственных мощностей для перевалки и хранения нефтепродуктов (нефтебазы), является барьером входа на розничный рынок моторного топлива.

Таким образом, фактором способствующим ограничению конкуренции на исследуемом рынке  является возможность совмещения деятельности по перевалке, хранению и оптовой реализации моторного топлива с деятельностью по розничной реализации.