Камчатка в зоне сейсмоусиления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2009 г. № 365 «О федеральной целевой программе «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы».  Первый этап - 2009 - 2010 годы; второй этап - 2011 - 2013 годы.

Прогнозируемый объем финансирования  Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 71663,2 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 47984,7 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации - 21678,5 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.

Общий объем финансирования Программы по данному варианту за счет всех источников оценивается в 71678,5 млн. рублей. Расчет финансирования произведен с  учетом индекса сейсмического риска (для Камчатского края – индекс установлен 8), путем применения коэффициента, учитывающего сейсмический риск (для Камчатского края – коэффициент – 5).

Насколько достижимы ожидаемые конечные результаты реализации Программы  при явном наличии  коррупционных рисков, заложенных в  аукционной документации. Проверка аукционной документации Камчатским УФАС России  показала, что второе извещение о проведении открытого аукциона по сейсмоусилению от 18.05.2010  мало чем отличается от первого, поскольку аукционная документация, разработанная Министерством строительства края  содержит те же дефекты и коррупционные риски, что и документация, разработанная к аукциону, проводимому 22 апреля 2010 года.  

Первое: необоснованное укрупнение лотов (позиция 1) привело к резкому ограничению круга потенциальных участников аукциона, поскольку  в соответствии с частью 5 статьи 32  Федерального закона 94-фз, размер обеспечения заявки на участие в аукционе должен составлять 5 процентов начальной (максимальной) цены государственного контракта.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливается заказчиком самостоятельно. При этом, при определении цены контракта (цены лота) следует исходить из сложившейся в субъекте РФ конъюнктуры цен на товары и работы, использовать зарегистрированные Федеральной службой статистики предельные цены на услуги по строительству, установленные законом торговые надбавки к ценам.

Заказчик вправе установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (лота).

В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона размер обеспечения заявки на участие в аукционе должен составлять 5 процентов начальной (максимальной) цены государственного контракта. ПРИ ЭТОМ, если начальная цена контракта или отдельного лота составляет свыше 50 млн. руб., то заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной цены, но не менее чем в размере аванса, если он предусмотрен по данному контракту.

Государственный заказчик не представил основания, в том числе экспертные заключения, о технологической необходимости формирования лотов на основании проектной документации, путем объединения 48 домов, являющихся объектом сейсмоусиления в 4 лота. Географическое расположение домов также не может быть положено в основу объединения объектов сейсмоусиления в лоты, которые были сформированы государственным заказчиком

2. При проведении проверки документации аукциона также установлено, что требованиям законодательства (ГК РФ) не соответствует пункт 2 раздела III аукционной документации (Техническое задание), в соответствии с которым: «Вопрос восстановления пристроек решается совместно с их владельцами. Восстановление пристроек допускается выполнить при условии прохождения новой экспертизы проекта, за счет учтенных в сводном сметном расчете непредвиденных расходов».

Стоимость проекта не определена.

Восстановление пристроек решается на основании дополнительного соглашения с собственниками пристроек. При этом, подготовка нового проекта экспертизы недопустима. Проект по объекту может быть один, в случае необходимости могут выполнять дополнительные проектные работы, но не новый проект. Перед началом работ должен быть выполнен проект по объекту сейсмоусилению в целом, включая имеющиеся пристройки.

Результаты государственной экспертизы проекта также должны касаться пристроек к объектам сейсмоусиления. Вместе с тем, в проектной документации имеются паспорта сейсмостойкости жилых домов, по каждому зданию отдельно, без учета пристроек!

При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии со статьей 48 ГрК РФ в обязательном порядке проводится архитектурно-строительное проектирование путем подготовки проектной документации. Проектная документация объектов капитального строительства подлежит в обязательном порядке государственной экспертизе на основании статьи 49 ГрК РФ.

3. В пункте 1.4. Информационной карты аукционной документации в нарушении закона установлено условие: «Невыплата Заказчиком своевременно аванса не освобождает Подрядчика от выполнения в срок своих обязательств по контракту.».

4.В соответствии с пунктом 4.1. проекта государственного контракта: «Порядок выполнения, сдачи и приемки работ определяется договором подряда между Заказчиком - застройщиком и Подрядчиком в соответствии с техническим заданием и календарным планом.». Информация о сроках предоставления разрешения на строительство в контракте и аукционной документации отсутствует.

5.В проекте государственного контракта указан участник правоотношений, на расчетный счет которого будут перечисляться денежные средства за выполненные работы - Заказчик-застройщик. Однако сведения о том, в рамках какого договора и с кем в качестве Заказчика - застройщика будут формироваться отношения при выполнении этапов работ и оплаты данных работ, в аукционной документации не указано.