08 сентября 2016 года Комиссия УФАС по Камчатскому краю приняла решение в отношении ННК

08 сентября 2016 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю приняла решение о том, что в действиях группы лиц в части входящих в нее АО «ННК» (*) и АО «ННК-КНП» (*) по установлению в марте – ноябре 2015 года на автозаправочных станциях в г. Петропавловске-Камчатском, г. Елизово Камчатского края розничных цен на автомобильные бензины нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление монопольно высокой цены) отсутствует, в связи с чем, рассмотрение дела в отношении вышеуказанных лиц было прекращено.

Принятию решения по данному делу предшествовала долгая и кропотливая работа Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю. Почти девять месяцев изучалась деятельность АО «ННК» и АО «ННК-КНП» на рынке розничной торговли автомобильными бензинами. Была проведена экспертиза оптовых (отпускных) цен АО «ННК», в части необходимых расходов и прибыли для производства и реализации АО «ННК-КНП» бензина автомобильного, исследовалось наличие сопоставимого рынка и т.д. Были изучены первичные документы, подтверждающие расходы АО «ННК» и АО «ННК-КНП», понесенные ими при производстве и реализации автомобильных бензинов, налоговые декларации.

Основной причиной увеличения розничных цен АО «ННК-КНП» в марте – ноябре 2015 года на автозаправочных станциях в г. Петропавловске-Камчатском, г. Елизово Камчатского края явилось увеличение закупочных цен. Основным поставщиком нефтепродуктов для АО «ННК-КНП» является АО «ННК».

На рост цен на нефтепродукты, реализуемые АО «ННК», повлиял ряд факторов, в частности общие инфляционные процессы в экономике, налоговая составляющая.

Так налоговая составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного бензина составляет примерно 65%.

С 2014 года в Российской Федерации реализуется реформа налогообложения в нефтяном секторе, так называемый «налоговый маневр».

В соответствии с «налоговым маневром» предусматривается снижение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на товарную нефть. В 2015 году по сравнению с 2014 годом ставка НДПИ увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти (55.4%), что не могло не повлиять на рост цен на нефтепродукты.

Начиная с января 2015 года цена нефти на внутреннем рынке Российской Федерации стала учитывать сниженную в рамках «налогового маневра» экспортную пошлину на нефть, что повысило стоимость закупаемой нефти и, соответственно повлияло на маржу переработки.

С октября 2014 года произошло значительное ухудшение макроэкономических условий, в том числе ослабление рубля, что в свою очередь привело к росту расходов на оплату различных обязательств и переработку.

Среднемесячный рост регионального биржевого индекса «Хабаровск» на автомобильные бензины марки АИ – 92, АИ – 95 в период с марта по ноябрь 2015 года составил соответственно 8,2 %, 12,5%, среднемесячный рост регионального внебиржевого индекса «Хабаровск» составил 13,08%, 10,5 % соответственно, при этом цена закупки АО «ННК КНП» увеличилась на 11,2 %, 10,4% соответственно. По данным Росстата рост инфляции за данный период составил 12,05 %.

При этом увеличение розничных цен на автомобильные бензины не превысило 7,7%.

Таким образом, на повышение оптовых цен АО «ННК», которые повлияли на увеличение розничных цен АО «ННК-КНП» с марта 2015 года по ноябрь 2015 года, в совокупности оказали влияние следующие факторы: сезонный рост цен на нефтепродукты, общие инфляционные процессы в экономике и увеличение налоговой нагрузки. При этом, в рассматриваемый период среднемесячный рост цен АО «ННК» не превышал среднемесячный рост цен региональных биржевого и внебиржевого индексов «Хабаровск».

В соответствии с антимонопольным законодательством в случае, если цена товара не превышает цену, установленную на бирже, и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену, данная цена не признается монопольно высокой ценой товара.

Несмотря на то, что по вышеуказанным обстоятельствам было принято решение об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю было принято решение передать информацию о выявленных, в ходе рассмотрения дела, обстоятельствах в отношении АО «ННК» в налоговый орган по месту нахождения АО «ННК», в целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обратиться в ФАС России с предложением о рассмотрении возможности установления порядка ценообразования на нефтепродукты, произведенные и реализованные на внутреннем рынке Российской Федерации, путем разработки отраслевых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации учета затрат на производство нефтепродуктов и калькулирования их себестоимости, нормирования затрат на производство и реализацию нефтепродуктов (в том числе оплату и содержание АУП).

Кроме того, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю продолжает осуществлять постоянный контроль за ценами на нефтепродукты, с целью недопущения и пресечения установления хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен.

 

 

* Акционерное общество «Независимая нефтяная компания» (АО «ННК»)

* Акционерное общество «Независимая нефтяная компания – Камчатнефтепродукт» (АО «ННК-КНП»)