О формировании стоимости авиатарифов и о невозвратных авиабилетах

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило коллективное обращение граждан Российской Федерации, проживающих в г. Петропавловске-Камчатском, по вопросам действий ОАО «Аэрофлот-РА» при формировании стоимости авиатарифов и невозвратных билетах.

Для выяснения данных обстоятельств Камчатское УФАС России обратилось в ФАС России (центральный аппарат).

 

На что был получен ответ следующего содержания.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, рынках финансовых услуг: в области рекламы; деятельности субъектов естественных монополий. При реализации данной функции ФАС России наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Вопросы, связанные с определением порядка ценообразования, формирования стоимости авиаперевозки не отнесены к сфере полномочий ФАС России, установленных Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №331.

ФАС России указывает на то, что вопросы, связанные с ценообразованием на товары и услуги, рассматриваются ФАС России лишь в контексте обеспечения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Порядок формирования и применения тарифов в сфере авиаперевозок определяют Воздушный кодекс Российской Федерации (ст,64), а также Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса России от 25.09,2008 № 155, далее — приказ № 155)

В соответствии с установленным порядком плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиком.

В стоимость перевозки включаются пассажирский (багажный) тариф и сборы. Нормативно установлены расходы, включаемые в пассажирский (багажный) тариф, а также закрытый перечень сборов.

Тариф - фиксированная сумма, получаемая авиакомпанией непосредственно за услугу перевозки. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами.

В пассажирский тариф могут не включаться: расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа; стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор); плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования); сумма. взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (сборы иностранных государств); аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса; дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок. В этом случае сборы оговариваются при бронировании билета и включаются в общую стоимость.

Таким образом, стоимость перевозки может быть указана единой суммой, куда уже включены сборы, либо структурирована по составляющим цены авиабилета.

Тарифная информация подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной  информации осуществляется  путем  ее включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа.

Высокая стоимость авиаперевозок обусловлена наличием проблем, решение которых требует реализации системных мер, направленных на стимулирование воздушных перевозок, развитие аэропортовой инфраструктуры, совершенствование тарифного регулирования в отрасли, недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо, развитие конкуренции во всех сферах авиаперевозочной и аэропортовой деятельности.

При этом, более высокие тарифы имеют место в периоды большего спроса (период отпусков, праздников, отдельные события), предполагающего существенный рост пассажиропотока. Применение таких тарифов позволяет компенсировать убыточность авиаперевозок в период снижения спроса, когда применяются низкие тарифы и проводятся «сейловые» (распродажные) акции для привлечения пассажиров с невысокими доходами.

Законодательством не установлена обязанность авиаперевозчика по формированию пакета подобных акций (программ) в период формирования пакета тарифов на маршрут, т.е. в начале объявленного периода продаж авиаперевозки.

Необходимо отметить, что авиакомпании, вводя «сейловые» акции (программы), ориентируются, в первую очередь, на спрос на перевозку в тот или иной период продаж, и вводят их на конкретный период продаж. Таким образом, авиакомпании не могут заранее спрогнозировать введение таких акций и необходимость их введения в конкретном сезоне полетов.

Так ОАО «Аэрофлот - РА» принял решение о введении программы «плоских» тарифов на ряде маршрутов в период с 2 апреля по 31 октября 2015 года и разместил эту информацию на своем официальном сайте в сети Интернет в свободном доступе только 2 апреля, когда продажи уже шли.

На решение имеющихся проблем в отрасли Правительством Российской Федерации утвержден ряд программных документов (дорожные карты), направленных на снижение стоимости авиаперевозок в Российской Федерации, развитие региональных авиаперевозок и отрасли в целом.

В целях снижения стоимости перевозки авиакомпании получили право применять также и «невозвратные» тарифы, что позволяет им увеличить количество дешевых билетов при формировании тарифных предложений на рейс, не включать в стоимость билета питание на борту воздушного судна, снижать норму бесплатного провоза багажа,

Таким образом, авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета.

Вернуть можно лишь неиспользованные авиаперевозчиком суммы, взимаемые   в   пользу   иных   организаций   в   соответствии   с   иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет (дополнительные сборы, в том числе аэропортовые, так как невозвратным является только тариф).

При этом при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир может вернуть уплаченную сумму в случае болезни или нарушения авиаперевозчиком договора перевозки, В частности, пассажир может вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь. Для возврата денег в такой ситуации требуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс.

Порядок возврата денежных средств в случае добровольного отказа пассажира от воздушной перевозки или при замене билета установлены статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и главами XIII, XV приказа Минтранса России № 155.

Вместе с тем сообщаем, что, в соответствии с положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России не наделен полномочиями по наложению на хозяйствующий субъект обязательств по выполнению имущественных требований потребителя.

Данными полномочиями, согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделены исключительно органы судебной власти.

В связи с изложенным ФАС России не усматривает в действиях ОАО «Аэрофлот - РА» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Если Вы полагаете, что действия ОАО «Аэрофлот - РА» при реализации программы «плоских» тарифов ущемляет Ваши права, как потребителя услуг Общества, Вы вправе опротестовать такие действия в суде.

Одновременно ФАС России сообщает, что на сайте ФАС России по адресу: http://www.fas.gov.ru/citizens/list-of-questions-and-answers/?theme=7,

размещены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в сфере воздушного транспорта (раздел «Вопросы-ответы», тема «Транспорт»).