По фактам повышения розничных цен на бензин Камчатское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства

Камчатское УФАС России завершило проверку по фактам повышения розничных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» с марта 2015 года по ноябрь 2015 года, по результатам которой выявило признаки нарушения группой лиц в части входящих в нее АО «Независимая нефтегазовая компания» (далее – АО «ННК») и  АО «ННК-Камчатнефтепродукт» (далее – АО «ННК–КНП») статьи 10 (часть 1, пункт 1) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещающей действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

 

АО «ННК-Камчатнефтепродукт» с марта по ноябрь 2015 года поэтапно увеличивало розничные цены на бензин, и при каждом очередном повышении письменно уведомляло Камчатское УФАС России о данном факте, обосновывая рост цен повышением цен поставщика нефтепродуктов - АО «Независимая нефтегазовая компания» (г. Москва) (далее – Поставщик).

   В результате проведенной проверки информация о повышении АО «Независимая нефтегазовая компания» отпускных цен на автомобильные бензины в 2015 году подтвердилась. Поэтому основания для признания АО «ННК-Камчатнефтепродукт» нарушителем антимонопольного законодательства отсутствовали.  

Однако в ходе дальнейшей проверки Камчатское УФАС России установило, что АО «ННК» и АО «ННК-КНП» входят в одну группу лиц, которая занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов в географических границах Камчатского края, в том числе г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения Товара на данном товарном рынке.

При этом группа лиц АО «ННК» охватывает все виды профильной деятельности, от поиска, разведки и разработки месторождений, добычи нефти, ее переработки и до сбыта произведенных нефтепродуктов как оптом, так и в розницу конечному потребителю, в том числе через сеть АЗС, принадлежащую хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц с АО «ННК», т.е. является вертикально - интегрированной нефтяной компанией ( ВИНК).

АО «ННК», повышая оптовые (отпускные) цены на бензин для АО «ННК-КНП», каких-либо документов в обоснование заявленных обстоятельств не представило, как и сведений о расходах, которые соответствовали бы критериям, перечисленным в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации: были обоснованными, документально подтвержденными и экономически оправданными. Т.е. затраты, включенные в расчет обоснования изменения оптовой цены, Поставщик документально не подтвердил, не обосновал их экономическую и производственную необходимость и, более того, разумный характер их размера.

 В связи с тем, что АО «ННК» не подтвердило (доказательства обратного отсутствуют), что изменение расходов, необходимых для производства и реализации автомобильного бензина (далее – Товар), соответствует изменению цены Товара,  Камчатское УФАС России пришло к выводу, что данное изменение расходов не соответствует изменению цены Товара, изменению условий обращения Товара на товарном рынке,  несоразмерно изменению цены Товара, при этом состав покупателей Товара на рынке остался неизменным.

Таким образом, розничные цены на Товар, установленные группой лиц в части входящих в нее АО «ННК» и АО «ННК-КНП» в марте – ноябре 2015 года на автозаправочных станциях в г. Петропавловск-Камчатском, г. Елизово Камчатского края, имеют признаки монопольно-высокой цены.

Результатом указанных действий явилось ущемление интересов неограниченного круга лиц – розничных покупателей бензина автомобильного на территории Камчатского края.

 

03.12.2015 Камчатское УФАС России возбудило № 21-06/301-15А по признакам нарушения группой лиц в части входящих в нее АО «Независимая нефтегазовая компания» и АО «ННК-Камчатнефтепродукт» статьи 10 (часть 1, пункт 1) Закона о защите конкуренции.