ТАРИФЫ на ресурсы под прицелом Камчатского УФАС России
Внесение изменений в законодательство в 2015 году в части передачи полномочий по тарифному регулированию в антимонопольный орган кардинально изменило ситуацию в сфере регулирования тарифов. Территориальные управления ФАС России не остаются в стороне в этой общей проблематики.
В Камчатском УФАС за период 2015-2016 гг. проведены проверки обоснованности тарифов на тех.присоединение для ПАО «Камчатскэнерго», а также тарифов на водоотведение для ГУП «Петропавловский водоканал», в рамках антимонопольных дел.
В обоих случаях Комиссией УФАС установлены нарушения антимонопольного законодательства. При этом, в ходе рассмотрения антимонопольных дел выявлено следующее:
- регулятор (Региональная Служба по тарифам и ценам) нарушает требования действующего законодательства при проверке расходов предприятия, заявляющегося на тариф, в том числе не проводится проверка подтверждения фактически понесенных расходов;
- крайне некорректно составляются Экспертные заключения по тарифным делам, в силу чего не представляется возможным с достоверностью установить какие затраты включены, какими документами затраты подтверждены, на основании каких норм права затраты не учтены в тарифе и каких подтверждающих документов не было представлено;
- тарифы на ресурс и услуги в сфере передачи ресурсов утверждаются не только на основании представленных расходов предприятия, но и по результатам контрольных мероприятий. В ходе рассмотрения антимонопольных дел в УФАС было установлено, что проверки в отношении естественных монополий, проверки со стороны Региональной службы не проводились в период деятельности Службы, с 1997 года.
Следует отметить, что по тарифам на техприсоединение решение УФАС поддержано Судом, должностное лицо привлечено к административной ответственности, штраф уплачен.
Камчатское УФАС отмечает весьма конструктивные взаимоотношения с регулятором – Региональной Службой по тарифам и ценам. Если год назад – в 2015 году. При нашем появлении к началу заседания Правления РСТиЦ, где в повестке числилось 28 тарифов на рассмотрении, представителю УФАС объявлялось, что все вопросы рассмотрены и тарифы утверждены без замечаний, то в 2016 году картина изменилась кардинально. Представители УФАС присутствуют на Правлениях Службы, задают вопросы, дают пояснения, имеют возможность знакомиться с материалами тарифных дел.
При этом, следует учесть, что ресурсоснабжающие организации получают экономически обоснованный тариф, потребители ресурса рассчитываются по тарифам иного уровня, это предусмотрено законом. Речь идет о тарифах для населения и тарифах для прочих потребителей. Так вот эти две категории тарифов снижены в сравнении с экономически обоснованным тарифом, а предприятие в силу действующего законодательства, обеспечивающего защиту прав предприятия, получают возмещение из бюджета Камчатского края на возмещение так называемых выпадающих расходов. Отсюда вопрос: при возмещении выпадающих расходов из бюджетной системы будет ли возникать необходимость тщательно проверять экономику тарифа? Или тщательно готовить тарифные заявки? Ответ очевиден… Тем более, если речь идет о монополии!
Поэтому внимание к вопросам ценнобразования тарифов повышенное, это также подтверждается практикой ФАС России, в адрес которого обращаются ресурсоснабжающие предприятия Камчатки в порядке обжалования тарифных решений РСТиЦ края. ФАС России выявляет нарушения в этой сфере, которые касаются расчетов необходимой валовой выручки предприятия (ГУП Петропавловский водоканал), по фонду заработной платы (ПАО Камчатскэнерго, АО Корякэнерго).
Поэтому вопрос ценообразования тарифов актуален и значим для нас, как для контролирующего органа, обеспечивающего защиту интересов предпринимателей, так же для нас как жителей края.