ТАРИФЫ на ресурсы под прицелом Камчатского УФАС России

          Внесение изменений в законодательство в 2015 году в части передачи полномочий по тарифному регулированию в антимонопольный орган кардинально изменило ситуацию в сфере регулирования тарифов.  Территориальные управления ФАС России не остаются в стороне в этой общей проблематики.

         В Камчатском УФАС  за период 2015-2016 гг. проведены проверки обоснованности тарифов на тех.присоединение для ПАО «Камчатскэнерго», а также тарифов на водоотведение для ГУП «Петропавловский водоканал», в рамках антимонопольных дел.

         В обоих случаях Комиссией УФАС установлены нарушения антимонопольного законодательства.  При этом, в ходе рассмотрения антимонопольных дел   выявлено следующее:

-  регулятор (Региональная Служба по тарифам и ценам) нарушает требования действующего законодательства при проверке расходов предприятия, заявляющегося на тариф, в том числе не проводится проверка подтверждения фактически понесенных расходов;

- крайне некорректно составляются Экспертные заключения по тарифным делам, в силу чего не представляется возможным с достоверностью установить какие затраты включены, какими документами затраты подтверждены, на основании каких норм права затраты не учтены в тарифе и каких подтверждающих документов не было представлено;

- тарифы на ресурс и услуги в сфере передачи ресурсов утверждаются не только на основании представленных расходов предприятия, но и по результатам контрольных мероприятий. В ходе рассмотрения антимонопольных дел в УФАС было установлено, что проверки в отношении естественных монополий,  проверки со стороны Региональной службы не проводились в период деятельности Службы, с 1997 года.

         Следует отметить, что по  тарифам на техприсоединение решение УФАС поддержано Судом,  должностное лицо привлечено к административной ответственности, штраф  уплачен.

         Камчатское УФАС отмечает  весьма конструктивные взаимоотношения с регулятором – Региональной Службой по тарифам и ценам. Если год назад – в 2015 году. При нашем появлении к началу заседания  Правления  РСТиЦ, где в повестке числилось 28 тарифов на рассмотрении, представителю УФАС объявлялось, что  все вопросы рассмотрены и тарифы утверждены без замечаний, то в 2016 году картина изменилась кардинально.  Представители УФАС присутствуют на Правлениях Службы, задают вопросы, дают пояснения, имеют возможность знакомиться с материалами тарифных дел.

         При этом, следует учесть, что ресурсоснабжающие организации получают экономически обоснованный тариф, потребители ресурса рассчитываются по тарифам иного уровня, это предусмотрено законом. Речь идет о тарифах для населения и тарифах для прочих потребителей. Так вот эти две категории тарифов снижены в сравнении с экономически обоснованным тарифом, а предприятие в силу действующего законодательства, обеспечивающего защиту прав предприятия, получают возмещение из бюджета Камчатского края на возмещение  так называемых выпадающих расходов. Отсюда вопрос: при возмещении выпадающих расходов из бюджетной системы будет ли возникать необходимость тщательно проверять экономику тарифа? Или тщательно готовить тарифные заявки? Ответ очевиден… Тем более, если речь идет о монополии!

         Поэтому внимание к вопросам ценнобразования тарифов повышенное, это также подтверждается практикой ФАС России, в адрес которого обращаются ресурсоснабжающие предприятия Камчатки в порядке обжалования тарифных решений РСТиЦ края.  ФАС России  выявляет нарушения в этой сфере, которые касаются расчетов необходимой валовой выручки предприятия (ГУП Петропавловский водоканал),  по фонду заработной платы (ПАО Камчатскэнерго, АО Корякэнерго).

         Поэтому вопрос ценообразования тарифов актуален и значим для нас, как для контролирующего органа, обеспечивающего защиту интересов предпринимателей, так же  для нас как  жителей края.