В законе появится понятие «служба заказа такси»?

В законе появится понятие «служба заказа такси» и будут прописаны правила и нормы ответственности для компаний, передающих заказы независимым таксистам. Соответствующие поправки в КоАП и регламентирующий деятельность такси федеральный закон № 69 от 21 апреля 2011 года внесла в Госдуму Ярославская областная дума. Профсоюз таксистов и профильный комитет Госдумы поддерживают необходимость корректировки 69-го закона.

— Сейчас диспетчерские службы находятся вне правового поля, нигде не прописана их ответственность, чем активно пользуются недобросовестные предприниматели. Мы хотим предусмотреть жесткие требования к ним, — сообщил «Известиям» зампредседателя комитета по экономической политике Ярославской областной думы Альфир Бакиров.

Сегодня 69-й ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регулирует деятельность таксистов-индивидуалов и компаний, занимающихся этим бизнесом. Все они должны получать разрешение от местных властей, оформлять машины «шашечками» и оборудовать таксометрами, обеспечивать предрейсовый медосмотр водителей и т.п. Шоферы легкового такси должны иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Но аналогичных требований к компаниям, собирающим заказы и раздающим их сторонним водителям, нет.

Законопроект предлагает устранить пробел в законе — диспетчерская сможет доверять заказы только водителям с необходимыми разрешениями. И одновременно предусмотреть в КоАПе штраф за нарушение требований о передаче заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси — 10 тыс. рублей для физических лиц и 30 тыс. — для юридических. При этом, как и обычные таксопарки, диспетчерские станут нести ответственность и за нарушение правил перевозки.

— Водители должны соответствовать всем требованиям, мы должны убрать лазейки в законе и прописать административную ответственность, — сообщил Бакиров. — Во многих регионах те же проблемы, что и у нас: девять из десяти машин работают нелегально, в случае ДТП диспетчерские службы ответственности не несут.

69-й закон очень несовершенный, его надо дорабатывать, считает Вячеслав Лысаков, первый зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.

— Существуют проблемы с диспетчерскими, — признает Лысаков. — Есть те, кто цивилизованно работает и отвечает за свою работу, а есть серые диспетчерские, которые дискредитируют саму идею. С этим надо разбираться, но не кавалерийскими наскоками. Иначе можно так рынок «тряхнуть», что люди просто захотят уйти в тень. От наших решений зависят 1,5 млн человек, которые кормят свои семьи.

— Мы сами давно добиваемся, чтобы закон регламентировал деятельность диспетчерских служб, — сообщил председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. — Сегодня они фактически не являются субъектами рынка. Регулируют тарифы, устанавливают правила работы — и не несут никакой ответственности перед перевозчиком и пассажиром, кроме добровольной.

По его словам, сегодня только крупные диспетчерские в добровольном порядке стараются улаживать конфликты с пассажирами и возмещать нанесенный ущерб. Многие же игнорируют претензии пассажиров — ссылаясь, что просто предоставляют информационные услуги.

Как заявили в диспетчерской компании, крупные службы сами следят и за квалификацией водителей, и за состоянием их машин, поэтому на них нововведения никак не повлияют.