Официальная позиция ФАС России о вопросах внесудебного обжалования тарифов

               В соответствии с Информационным письмом ФАС России от 19 декабря 2016 года N СП/87942/16 даны разъяснения о процедуре рассмотрения ФАС  разногласий и досудебных споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регулируемыми субъектами при установлении (и применении) регулируемых цен (тарифов) предусмотрена Федеральными законами от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

                Основным предметом рассмотрения разногласий и досудебных споров являются величины экономически обоснованных расходов и натуральных показателей (объема реализации товаров и услуг, потерь и др.), учитываемых при установлении тарифов на товары и услуги, а также выбор метода регулирования цен (тарифов).

                Существует два вида внесудебного урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования - досудебное урегулирование споров и рассмотрение разногласий. Кроме того, предусмотрена процедура рассмотрения заявлений об отмене тарифных решений в области электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принятых с превышением полномочий и с нарушением законодательства Российской Федерации.

              Правовые основания и порядок рассмотрения данных споров и разногласий по сферам регулируемой деятельности регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669.

            Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208.

           Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 утверждены Правила рассмотрения разногласий в отношении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в электроэнергетике, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

           Правила урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14.

        Также постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 583 утверждены Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов).

       Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123.

            В соответствии с положениями действующего налогового законодательства государственная функция по рассмотрению досудебных споров и разногласий осуществляется после уплаты государственной пошлины.

          Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации размер пошлины составляет:

       160 тысяч рублей - за урегулирование в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере деятельности субъектов естественных монополий;

          80 тысяч рублей - рассмотрение разногласий, возникающих с региональными органами регулирования в сфере электроэнергетики, теплоснабжения (в том числе в связи с выбором метода регулирования), водоснабжения и водоотведения, в коммунальной сфере.

          Срок подачи заявления о рассмотрении разногласий составляет 30 дней с момента принятия тарифного решения. По досудебным спорам в сфере естественных монополий и по технологическому присоединению срок составляет 90 дней с момента нарушения прав заявителя.

          Заявление может быть направлено как в бумажном виде на официальный адрес ФАС России, так и посредством электронной почты.

       При подаче заявления для рассмотрения соответствующего спора или разногласий заявитель прилагает, в том числе, документы, подтверждающие обстоятельства заявления, а также копию документа об оплате госпошлины (в случае ее необходимости). На сегодняшний день форма заявления, а также требования к перечню прилагаемых документов, законодательно не установлены.

          В течение 10 рабочих дней ФАС России уведомляет обратившееся лицо о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии.

        В настоящее время рассмотрение разногласий и досудебных споров осуществляется специально созданной Комиссией ФАС России либо Правлением ФАС России (в зависимости от вида процедуры и сферы регулирования).