Решение и предписание по делу № 21-06/91-10А в отношении ООО «Терминал»

Дата публикации: 4 апреля 2011, 12:00

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено   04 апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

рассмотрев дело № 21-06/91-10А по признакам нарушения ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу)  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006      № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии генерального директора ООО «Терминал» Костыны К.И. ,

 

УСТАНОВИЛА:

Гражданин Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.

По результатам плановой проверки, отраженным в акте от 31.05.2010            № 23/06, в действиях ООО «Терминал» по установлению цен на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на автотранспорт выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольной высокой цены товара.

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу установлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело: нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Как следует из заключенных ответчиком по делу агентских договоров от 01.07.2009 № 02/09 с ООО «Мортэк» и от 01.02.2010 № 06/10 с ООО «Транс-Камчатка», ООО «Терминал» выполняет следующие работы (услуги) на территории контейнерного терминала порта Петропавловск-Камчатский:

- производит своими силами или силами третьих лиц выгрузку/погрузку контейнеров с/на судно в соответствии с утвержденной технологией, обеспечивает прием/сдачу от перевозчика всех контейнеров грузополучателей/грузоотправителей, обрабатываемых на контейнерном терминале порта Петропавловск-Камчатский,

- производит складирование контейнеров и грузов в соответствии с действующими технологическими картами, концентрацию, хранение груза на складах порта,

- согласовывает с перевозчиками условия и очередность приема/сдачи опасных, разрядных и скоропортящихся грузов,

- производит погрузку/выгрузку грузов и контейнеров на автотранспорт грузополучателей и грузоотправителей.

Ранее вышеуказанные работы (услуги) выполняли субъекты естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

 

Таким образом, ООО «Терминал» с 01.07.2009 года осуществляет в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов.

ООО «Терминал» оказывает услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морском торговом порту по тарифам, установленным обществом самостоятельно в соответствии с приказами руководителя ООО «Терминал» от 30.06.2009 № 131 «О введении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги, оказываемые ООО «Терминал»» и от 15.01.2010 № 7           «О повышении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ООО «Терминал»» (в соответствии с которым тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги с 20.01.2010  увеличены на 5 %).

Размер тарифов, применяемых ООО «Терминал», превышает размер тарифов, установленных органами регулирования для субъектов естественных монополий ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам»:

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров с экспортно-импортными грузами на (с) судно – на 5 %,

на услуги погрузки-выгрузки каботажных грузов на (с) судно – в 1,6 раза,

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на (с) автотранспорт – в 4,5 раза,

на услуги  сверхнормативного хранения грузов – на 14 %.

 

 

 

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ                    «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 данного закона естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Состояние рынков погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского соответствует условиям признания данных рынков естественными монополиями. Следовательно, ООО «Терминал» в силу функционирования на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, является субъектом естественной монополии независимо от того, включен он в реестр субъектов естественных монополий или нет.


 

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Таким образом, положение ООО «Терминал» на товарных рынках погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского является доминирующим.

 

В силу статьи 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий), а также перечни услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, включены услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов.

Тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаются органами регулирования (Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством (пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий).

Таким образом, установление тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морских портах находится в сфере ведения органов регулирования. Хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий такого рода решения, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

 

В результате осуществления ООО «Терминал» в морском порту погрузки и выгрузки, хранения грузов в отсутствие тарифов, установленных органом регулирования, цены в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского за указанные услуги значительно возросли.

Рост цены товара, не связанный с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Терминал» по осуществлению в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

 

2. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29 марта 2011 года  по делу № 21-06/91-10А о нарушении ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Терминал» в срок до  01 мая 2011 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в осуществлении в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, а именно:

- до установления органом регулирования тарифов на услуги, оказываемые ООО «Терминал», осуществлять в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов в пределах тарифов на указанные услуги, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации органами регулирования для субъектов естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


stdClass Object ( [vid] => 6124 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 21-06/91-10А в отношении ООО «Терминал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6124 [type] => solution [language] => ru [created] => 1301860800 [changed] => 1370519681 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519681 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено   04 апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

рассмотрев дело № 21-06/91-10А по признакам нарушения ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу)  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006      № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии генерального директора ООО «Терминал» Костыны К.И. ,

 

УСТАНОВИЛА:

Гражданин Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.

По результатам плановой проверки, отраженным в акте от 31.05.2010            № 23/06, в действиях ООО «Терминал» по установлению цен на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на автотранспорт выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольной высокой цены товара.

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу установлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело: нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Как следует из заключенных ответчиком по делу агентских договоров от 01.07.2009 № 02/09 с ООО «Мортэк» и от 01.02.2010 № 06/10 с ООО «Транс-Камчатка», ООО «Терминал» выполняет следующие работы (услуги) на территории контейнерного терминала порта Петропавловск-Камчатский:

- производит своими силами или силами третьих лиц выгрузку/погрузку контейнеров с/на судно в соответствии с утвержденной технологией, обеспечивает прием/сдачу от перевозчика всех контейнеров грузополучателей/грузоотправителей, обрабатываемых на контейнерном терминале порта Петропавловск-Камчатский,

- производит складирование контейнеров и грузов в соответствии с действующими технологическими картами, концентрацию, хранение груза на складах порта,

- согласовывает с перевозчиками условия и очередность приема/сдачи опасных, разрядных и скоропортящихся грузов,

- производит погрузку/выгрузку грузов и контейнеров на автотранспорт грузополучателей и грузоотправителей.

Ранее вышеуказанные работы (услуги) выполняли субъекты естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

 

Таким образом, ООО «Терминал» с 01.07.2009 года осуществляет в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов.

ООО «Терминал» оказывает услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морском торговом порту по тарифам, установленным обществом самостоятельно в соответствии с приказами руководителя ООО «Терминал» от 30.06.2009 № 131 «О введении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги, оказываемые ООО «Терминал»» и от 15.01.2010 № 7           «О повышении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ООО «Терминал»» (в соответствии с которым тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги с 20.01.2010  увеличены на 5 %).

Размер тарифов, применяемых ООО «Терминал», превышает размер тарифов, установленных органами регулирования для субъектов естественных монополий ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам»:

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров с экспортно-импортными грузами на (с) судно – на 5 %,

на услуги погрузки-выгрузки каботажных грузов на (с) судно – в 1,6 раза,

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на (с) автотранспорт – в 4,5 раза,

на услуги  сверхнормативного хранения грузов – на 14 %.

 

 

 

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ                    «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 данного закона естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Состояние рынков погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского соответствует условиям признания данных рынков естественными монополиями. Следовательно, ООО «Терминал» в силу функционирования на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, является субъектом естественной монополии независимо от того, включен он в реестр субъектов естественных монополий или нет.


 

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Таким образом, положение ООО «Терминал» на товарных рынках погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского является доминирующим.

 

В силу статьи 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий), а также перечни услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, включены услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов.

Тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаются органами регулирования (Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством (пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий).

Таким образом, установление тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морских портах находится в сфере ведения органов регулирования. Хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий такого рода решения, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

 

В результате осуществления ООО «Терминал» в морском порту погрузки и выгрузки, хранения грузов в отсутствие тарифов, установленных органом регулирования, цены в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского за указанные услуги значительно возросли.

Рост цены товара, не связанный с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Терминал» по осуществлению в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

 

2. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29 марта 2011 года  по делу № 21-06/91-10А о нарушении ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Терминал» в срок до  01 мая 2011 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в осуществлении в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, а именно:

- до установления органом регулирования тарифов на услуги, оказываемые ООО «Терминал», осуществлять в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов в пределах тарифов на указанные услуги, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации органами регулирования для субъектов естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено   04 апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

рассмотрев дело № 21-06/91-10А по признакам нарушения ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу)  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006      № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии генерального директора ООО «Терминал» Костыны К.И. ,

 

УСТАНОВИЛА:

Гражданин Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.

По результатам плановой проверки, отраженным в акте от 31.05.2010            № 23/06, в действиях ООО «Терминал» по установлению цен на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на автотранспорт выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольной высокой цены товара.

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу установлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело: нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Как следует из заключенных ответчиком по делу агентских договоров от 01.07.2009 № 02/09 с ООО «Мортэк» и от 01.02.2010 № 06/10 с ООО «Транс-Камчатка», ООО «Терминал» выполняет следующие работы (услуги) на территории контейнерного терминала порта Петропавловск-Камчатский:

- производит своими силами или силами третьих лиц выгрузку/погрузку контейнеров с/на судно в соответствии с утвержденной технологией, обеспечивает прием/сдачу от перевозчика всех контейнеров грузополучателей/грузоотправителей, обрабатываемых на контейнерном терминале порта Петропавловск-Камчатский,

- производит складирование контейнеров и грузов в соответствии с действующими технологическими картами, концентрацию, хранение груза на складах порта,

- согласовывает с перевозчиками условия и очередность приема/сдачи опасных, разрядных и скоропортящихся грузов,

- производит погрузку/выгрузку грузов и контейнеров на автотранспорт грузополучателей и грузоотправителей.

Ранее вышеуказанные работы (услуги) выполняли субъекты естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

 

Таким образом, ООО «Терминал» с 01.07.2009 года осуществляет в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов.

ООО «Терминал» оказывает услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морском торговом порту по тарифам, установленным обществом самостоятельно в соответствии с приказами руководителя ООО «Терминал» от 30.06.2009 № 131 «О введении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги, оказываемые ООО «Терминал»» и от 15.01.2010 № 7           «О повышении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ООО «Терминал»» (в соответствии с которым тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги с 20.01.2010  увеличены на 5 %).

Размер тарифов, применяемых ООО «Терминал», превышает размер тарифов, установленных органами регулирования для субъектов естественных монополий ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам»:

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров с экспортно-импортными грузами на (с) судно – на 5 %,

на услуги погрузки-выгрузки каботажных грузов на (с) судно – в 1,6 раза,

на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на (с) автотранспорт – в 4,5 раза,

на услуги  сверхнормативного хранения грузов – на 14 %.

 

 

 

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ                    «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 данного закона естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Состояние рынков погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского соответствует условиям признания данных рынков естественными монополиями. Следовательно, ООО «Терминал» в силу функционирования на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, является субъектом естественной монополии независимо от того, включен он в реестр субъектов естественных монополий или нет.


 

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Таким образом, положение ООО «Терминал» на товарных рынках погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского является доминирующим.

 

В силу статьи 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий), а также перечни услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, включены услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов.

Тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаются органами регулирования (Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством (пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий).

Таким образом, установление тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морских портах находится в сфере ведения органов регулирования. Хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий такого рода решения, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

 

В результате осуществления ООО «Терминал» в морском порту погрузки и выгрузки, хранения грузов в отсутствие тарифов, установленных органом регулирования, цены в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского за указанные услуги значительно возросли.

Рост цены товара, не связанный с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Терминал» по осуществлению в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

 

2. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/91-10А

 

 

29 марта 2011 г.

г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,

членов Комиссии:

Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29 марта 2011 года  по делу № 21-06/91-10А о нарушении ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Терминал» в срок до  01 мая 2011 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в осуществлении в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, а именно:

- до установления органом регулирования тарифов на услуги, оказываемые ООО «Терминал», осуществлять в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов в пределах тарифов на указанные услуги, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации органами регулирования для субъектов естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.


[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу № 21-06/91-10А в отношении ООО «Терминал»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу № 21-06/91-10А в отношении ООО «Терминал» ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-04 00:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-04 00:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322109849 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )