Решение и предписание в отношении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

Номер дела: 21-06/90-10А
Дата публикации: 10 февраля 2012, 16:07

11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено  28 февраля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
рассмотрев дело № 21-06/90-10А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; юридический адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Акционер ОАО «ПКМТП» Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.
По результатам плановой проверки, отраженным в акте проверки от 28.06.2010 № 24/06, в действиях ОАО «ПКМТП» по  применению не утвержденных ФСТ России тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов, применению к тарифам повышающего коэффициента 8,5 % в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, выявлены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как пояснил ответчик по делу в письме от 29.11.2010 № юр486, ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 подтвердила легитимность тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «ПКМТП», утвержденных МАП России.  
ОАО «ПКМТП» узнало об утрате силы приказа ФСТ России, утвердившего применение к тарифам повышающего коэффициента 8,5 %, в июне 2010 г. в ходе плановой проверки Камчатского УФАС России. ФСТ России не направляла в адрес ОАО «ПКМТП» приказов, сообщений об отмене коэффициента. Камчатское УФАС России дважды проверяло ОАО «ПКМТП» после отмены ФСТ России применения повышающего коэффициента, и не выявило нарушений в этой части.

ОАО «ПКМТП», осуществляя деятельность по транспортной обработке грузов в морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, состоит в Реестре субъектов естественных монополий; также включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатской области.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ОАО «ПКМТП» на рынках услуг складирования и хранения грузов, погрузочно-разгрузочных работ Камчатской области признано доминирующим.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении ОАО «ПКМТП» как субъекта естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008, государством регулируются услуги субъектов естественных монополий в морских портах: погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов.
С 2004 года полномочиями по установлению тарифов на услуги морских портов наделена Федеральная служба по тарифам. В соответствии с приказом ФСТ России от 07.08.2009  № 182-т/3 «Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России», ОАО «ПКМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России.

ОАО «ПКМТП»  руководствуется Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», утвержденными  решением правления МАП России от 14.03.2001 № 12/06-2-мп (далее – Предельные тарифы), которое до 2004 года являлось регулирующим органом в сфере услуг морских портов.
ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 сообщила, что для ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» указанные тарифы являются действующими.

ФСТ России приказом от 26.04 2005 № 175-т/3 «Об установлении предельных тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов» установила с 01 мая 2005 г. для субъектов естественных монополий, в том числе для ОАО «ПКМТП», предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от действующего предельного уровня тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов.
ОАО «ПКМТП» в соответствии с вышеуказанным приказом ФСТ России приказом от 04 мая 2005 г. № 60  ввело в действие с 1 мая 2005 года предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от Предельных тарифов путем применения Предельных тарифов с повышающим коэффициентом 8,5 %.

С 1 апреля 2007 года приказ ФСТ России от 26.04.2005 № 175-т/3 признан утратившим силу в соответствии с приказом ФСТ России от 07.03.2007 № 41-т/3, и  в дальнейшем  ФСТ России для ОАО «ПКМПТ» не устанавливало предельный максимальный уровень тарифов на регулируемые виды услуг.
С 1 октября 2010 года ОАО «ПКМТП» приказом от 04.10.2010 № 87 отменило действие своего приказа от 04.05.2005 № 60.
Таким образом, в период с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года ОАО «ПКМТП» применяло повышающий коэффициент 8,5 % к Предельным тарифам для каботажных грузов в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Своими действиями по неправомерному применению повышающего коэффициента к Предельным тарифам ОАО «ПКМТП» ущемило интересы хозяйствующих субъектов, приобретавших  с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года у ОАО «ПКМТП» погрузочно-разгрузочные работы каботажных грузов и связанные с ними услуги по завышенным на 8,5 % ценам (тарифам).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» по применению в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 повышающего коэффициента   8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 2. Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.



               
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



ПРЕДПИСАНИЕ № 21-06/90-10А
о перечислении в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства
 
11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В. –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
осуществила расчет дохода, полученного ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) с 01.04.2007 по 30.09.2010 в результате нарушения антимонопольного законодательства путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении повышающего коэффициента 8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».
Расчет проводился на основании данных, представленных ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (письмо от 15.12.2010 № юр505).
 
Исходные данные:
объем оказанных услуг (выполненных работ) ОАО «ПКМТП» в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 в стоимостном выражении (с учетом применения повышающего коэффициента 8,5 %) - 578 701 814 рублей (без учета НДС).

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в период с 01.04.2007 по 30.09.2010:
578 701 814 руб. : 108,5  х 8,5 = 45 336 087 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11 февраля 2011 года  по делу № 21-06/90-10А о нарушении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в срок до  01 июня 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 336 087 рублей.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 6204 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6204 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328847788 [changed] => 1370519681 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519681 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено  28 февраля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
рассмотрев дело № 21-06/90-10А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; юридический адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Акционер ОАО «ПКМТП» Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.
По результатам плановой проверки, отраженным в акте проверки от 28.06.2010 № 24/06, в действиях ОАО «ПКМТП» по  применению не утвержденных ФСТ России тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов, применению к тарифам повышающего коэффициента 8,5 % в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, выявлены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как пояснил ответчик по делу в письме от 29.11.2010 № юр486, ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 подтвердила легитимность тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «ПКМТП», утвержденных МАП России.  
ОАО «ПКМТП» узнало об утрате силы приказа ФСТ России, утвердившего применение к тарифам повышающего коэффициента 8,5 %, в июне 2010 г. в ходе плановой проверки Камчатского УФАС России. ФСТ России не направляла в адрес ОАО «ПКМТП» приказов, сообщений об отмене коэффициента. Камчатское УФАС России дважды проверяло ОАО «ПКМТП» после отмены ФСТ России применения повышающего коэффициента, и не выявило нарушений в этой части.

ОАО «ПКМТП», осуществляя деятельность по транспортной обработке грузов в морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, состоит в Реестре субъектов естественных монополий; также включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатской области.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ОАО «ПКМТП» на рынках услуг складирования и хранения грузов, погрузочно-разгрузочных работ Камчатской области признано доминирующим.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении ОАО «ПКМТП» как субъекта естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008, государством регулируются услуги субъектов естественных монополий в морских портах: погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов.
С 2004 года полномочиями по установлению тарифов на услуги морских портов наделена Федеральная служба по тарифам. В соответствии с приказом ФСТ России от 07.08.2009  № 182-т/3 «Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России», ОАО «ПКМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России.

ОАО «ПКМТП»  руководствуется Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», утвержденными  решением правления МАП России от 14.03.2001 № 12/06-2-мп (далее – Предельные тарифы), которое до 2004 года являлось регулирующим органом в сфере услуг морских портов.
ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 сообщила, что для ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» указанные тарифы являются действующими.

ФСТ России приказом от 26.04 2005 № 175-т/3 «Об установлении предельных тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов» установила с 01 мая 2005 г. для субъектов естественных монополий, в том числе для ОАО «ПКМТП», предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от действующего предельного уровня тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов.
ОАО «ПКМТП» в соответствии с вышеуказанным приказом ФСТ России приказом от 04 мая 2005 г. № 60  ввело в действие с 1 мая 2005 года предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от Предельных тарифов путем применения Предельных тарифов с повышающим коэффициентом 8,5 %.

С 1 апреля 2007 года приказ ФСТ России от 26.04.2005 № 175-т/3 признан утратившим силу в соответствии с приказом ФСТ России от 07.03.2007 № 41-т/3, и  в дальнейшем  ФСТ России для ОАО «ПКМПТ» не устанавливало предельный максимальный уровень тарифов на регулируемые виды услуг.
С 1 октября 2010 года ОАО «ПКМТП» приказом от 04.10.2010 № 87 отменило действие своего приказа от 04.05.2005 № 60.
Таким образом, в период с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года ОАО «ПКМТП» применяло повышающий коэффициент 8,5 % к Предельным тарифам для каботажных грузов в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Своими действиями по неправомерному применению повышающего коэффициента к Предельным тарифам ОАО «ПКМТП» ущемило интересы хозяйствующих субъектов, приобретавших  с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года у ОАО «ПКМТП» погрузочно-разгрузочные работы каботажных грузов и связанные с ними услуги по завышенным на 8,5 % ценам (тарифам).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» по применению в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 повышающего коэффициента   8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 2. Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.



               
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



ПРЕДПИСАНИЕ № 21-06/90-10А
о перечислении в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства
 
11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В. –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
осуществила расчет дохода, полученного ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) с 01.04.2007 по 30.09.2010 в результате нарушения антимонопольного законодательства путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении повышающего коэффициента 8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».
Расчет проводился на основании данных, представленных ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (письмо от 15.12.2010 № юр505).
 
Исходные данные:
объем оказанных услуг (выполненных работ) ОАО «ПКМТП» в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 в стоимостном выражении (с учетом применения повышающего коэффициента 8,5 %) - 578 701 814 рублей (без учета НДС).

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в период с 01.04.2007 по 30.09.2010:
578 701 814 руб. : 108,5  х 8,5 = 45 336 087 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11 февраля 2011 года  по делу № 21-06/90-10А о нарушении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в срок до  01 июня 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 336 087 рублей.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено  28 февраля 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В.  –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
рассмотрев дело № 21-06/90-10А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; юридический адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Акционер ОАО «ПКМТП» Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.
По результатам плановой проверки, отраженным в акте проверки от 28.06.2010 № 24/06, в действиях ОАО «ПКМТП» по  применению не утвержденных ФСТ России тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов, применению к тарифам повышающего коэффициента 8,5 % в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, выявлены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как пояснил ответчик по делу в письме от 29.11.2010 № юр486, ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 подтвердила легитимность тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «ПКМТП», утвержденных МАП России.  
ОАО «ПКМТП» узнало об утрате силы приказа ФСТ России, утвердившего применение к тарифам повышающего коэффициента 8,5 %, в июне 2010 г. в ходе плановой проверки Камчатского УФАС России. ФСТ России не направляла в адрес ОАО «ПКМТП» приказов, сообщений об отмене коэффициента. Камчатское УФАС России дважды проверяло ОАО «ПКМТП» после отмены ФСТ России применения повышающего коэффициента, и не выявило нарушений в этой части.

ОАО «ПКМТП», осуществляя деятельность по транспортной обработке грузов в морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, состоит в Реестре субъектов естественных монополий; также включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатской области.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ОАО «ПКМТП» на рынках услуг складирования и хранения грузов, погрузочно-разгрузочных работ Камчатской области признано доминирующим.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении ОАО «ПКМТП» как субъекта естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008, государством регулируются услуги субъектов естественных монополий в морских портах: погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов.
С 2004 года полномочиями по установлению тарифов на услуги морских портов наделена Федеральная служба по тарифам. В соответствии с приказом ФСТ России от 07.08.2009  № 182-т/3 «Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России», ОАО «ПКМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России.

ОАО «ПКМТП»  руководствуется Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», утвержденными  решением правления МАП России от 14.03.2001 № 12/06-2-мп (далее – Предельные тарифы), которое до 2004 года являлось регулирующим органом в сфере услуг морских портов.
ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 сообщила, что для ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» указанные тарифы являются действующими.

ФСТ России приказом от 26.04 2005 № 175-т/3 «Об установлении предельных тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов» установила с 01 мая 2005 г. для субъектов естественных монополий, в том числе для ОАО «ПКМТП», предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от действующего предельного уровня тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов.
ОАО «ПКМТП» в соответствии с вышеуказанным приказом ФСТ России приказом от 04 мая 2005 г. № 60  ввело в действие с 1 мая 2005 года предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от Предельных тарифов путем применения Предельных тарифов с повышающим коэффициентом 8,5 %.

С 1 апреля 2007 года приказ ФСТ России от 26.04.2005 № 175-т/3 признан утратившим силу в соответствии с приказом ФСТ России от 07.03.2007 № 41-т/3, и  в дальнейшем  ФСТ России для ОАО «ПКМПТ» не устанавливало предельный максимальный уровень тарифов на регулируемые виды услуг.
С 1 октября 2010 года ОАО «ПКМТП» приказом от 04.10.2010 № 87 отменило действие своего приказа от 04.05.2005 № 60.
Таким образом, в период с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года ОАО «ПКМТП» применяло повышающий коэффициент 8,5 % к Предельным тарифам для каботажных грузов в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Своими действиями по неправомерному применению повышающего коэффициента к Предельным тарифам ОАО «ПКМТП» ущемило интересы хозяйствующих субъектов, приобретавших  с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года у ОАО «ПКМТП» погрузочно-разгрузочные работы каботажных грузов и связанные с ними услуги по завышенным на 8,5 % ценам (тарифам).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» по применению в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 повышающего коэффициента   8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 2. Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

               
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 21-06/90-10А
о перечислении в федеральный бюджет дохода,
полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства
 
11 февраля 2011 г.    г. Петропавловск-Камчатский
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В. –  руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
осуществила расчет дохода, полученного ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский) с 01.04.2007 по 30.09.2010 в результате нарушения антимонопольного законодательства путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в применении повышающего коэффициента 8,5 % к утвержденным  МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».
Расчет проводился на основании данных, представленных ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (письмо от 15.12.2010 № юр505).
 
Исходные данные:
объем оказанных услуг (выполненных работ) ОАО «ПКМТП» в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 в стоимостном выражении (с учетом применения повышающего коэффициента 8,5 %) - 578 701 814 рублей (без учета НДС).

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в период с 01.04.2007 по 30.09.2010:
578 701 814 руб. : 108,5  х 8,5 = 45 336 087 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11 февраля 2011 года  по делу № 21-06/90-10А о нарушении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в срок до  01 июня 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 45 336 087 рублей.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21-06/90-10А [format] => [safe_value] => 21-06/90-10А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание в отношении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание в отношении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 04:07:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-11 05:07:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328847788 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )