Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Феде-рального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия

Номер дела: 21-06/181-12А
Дата публикации: 23 октября 2012, 09:41
Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу №21-06/181-12А

                                                                                   

 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.

 

Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.

Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.

От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

 

ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию  в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2  «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.

 

Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.

Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.

В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.

Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения  ФГУПКАП не представило.

 

Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.

 

Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).

В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.

Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.

   Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:

предоставление привокзальной площади;

предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;

предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);

информационное обеспечение пассажиров.

 

ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»

Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1.  «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»

 

Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата  не взимается.

Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;

2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

                                     по делу № 21-06/181-12А

 

        «16» октября 2012 г.                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУПКАП  в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:

ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.

 

ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.

           

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6338 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Феде-рального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6338 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350942225 [changed] => 1370519681 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519681 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу №21-06/181-12А

                                                                                   

 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.

 

Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.

Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.

От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

 

ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию  в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2  «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.

 

Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.

Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.

В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.

Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения  ФГУПКАП не представило.

 

Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.

 

Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).

В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.

Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.

   Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:

предоставление привокзальной площади;

предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;

предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);

информационное обеспечение пассажиров.

 

ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»

Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1.  «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»

 

Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата  не взимается.

Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;

2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

                                     по делу № 21-06/181-12А

 

        «16» октября 2012 г.                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУПКАП  в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:

ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.

 

ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.

           

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу №21-06/181-12А

                                                                                   

 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.

 

Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.

Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.

От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

 

ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию  в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2  «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.

 

Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».

 

В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.

Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.

В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.

Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения  ФГУПКАП не представило.

 

Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.

 

Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).

В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.

Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.

   Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:

предоставление привокзальной площади;

предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;

предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);

информационное обеспечение пассажиров.

 

ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»

Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1.  «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»

 

Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата  не взимается.

Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.

 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;

2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

                                     по делу № 21-06/181-12А

 

        «16» октября 2012 г.                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;

- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУПКАП  в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:

ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.

 

ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.

           

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21-06/181-12А [format] => [safe_value] => 21-06/181-12А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-22 21:41:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-15 21:41:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350942225 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )