Р Е Ш Е Н И Е
по делу №21-06/181-12А
г. Петропавловск-Камчатский
Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.
Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.
Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.
От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.
Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.
Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.
В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.
В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.
Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения ФГУПКАП не представило.
Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.
Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.
Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:
предоставление привокзальной площади;
предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
информационное обеспечение пассажиров.
ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»
Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1. «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»
Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата не взимается.
Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;
2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 21-06/181-12А
«16» октября 2012 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУПКАП в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:
ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.
ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 6338
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Феде-рального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6338
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1350942225
[changed] => 1370519681
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370519681
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №21-06/181-12А
г. Петропавловск-Камчатский
Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.
Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.
Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.
От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.
Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.
Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.
В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.
В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.
Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения ФГУПКАП не представило.
Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.
Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.
Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:
предоставление привокзальной площади;
предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
информационное обеспечение пассажиров.
ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»
Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1. «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»
Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата не взимается.
Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;
2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 21-06/181-12А
«16» октября 2012 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУПКАП в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:
ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.
ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №21-06/181-12А
г. Петропавловск-Камчатский
Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
рассмотрев дело 21-06/181-12А по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП, ответчик) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Камчатское УФАС России 17.08.2012 поступило, направленное Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю, заявление Минцева Г.Л. (далее - заявитель) о правомерности взимания платы за пользование туалетом в зале ожидания аэропорта г. Елизово. В заявлении Минцев Г.Л. сообщает о том, что в зале ожидания аэропорта г. Елизово туалет является платным, информация о других (бесплатных) туалетах отсутствует, и просит принудить руководство аэропорта к открытию бесплатного туалета в залах ожидания и прилета.
Определением о назначении дела №21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2370/06 от 25.09.2012) (далее – Определение о назначении дела к рассмотрению) ФГУПКАП привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, Минцев Г.Л. – в качестве заявителя.
Дело №21-06/181-12А рассмотрено Комиссией в отсутствие заявителя и ответчика, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением заявителя за пределами Камчатского края. Ходатайство заявителя удовлетворено.
От ответчика каких-либо ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ФГУПКАП включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр). ФГУПКАП включено в Реестр с долей более 50% по аэропортовому обслуживанию в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
ФГУПКАП является субъектом естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2010 №63-т/2 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту, оказываемые ФГУ Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием» утверждены предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов для ФГУПКАП (аэропорт Петропавловск-Камчатский), в том числе сбор за предоставление аэровокзального комплекса в размере 47 руб./пасс. на внутренних линиях и в размере 133 руб./пасс. – на международных линиях.
Таким образом, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФГУПКАП занимает доминирующее положение на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе по предоставлению аэровокзального комплекса, в границах Аэропорта «Петропавловск-Камчатский».
В здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, на 1 этаже в зале ожидания, расположен платный туалет.
Директором ФГУПКАП утверждена стоимость оказания услуг по посещению платного туалета (повышенной комфортности) в здании аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский (далее – аэровокзал), в размере 17 руб. за одно посещение.
В обоснование правомерности установления платы за туалет ФГУПКАП ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с пунктами 100-101 указанных Правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле; дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.
В письме от 06.09.2012 №14/61 ФГУПКАП также сообщило, что для пассажиров во время прохождения предполетного досмотра, регистрации и прилета – на привокзальной площади аэропорта, в 100 метрах от аэровокзала, находится помещение теплого бесплатного туалета. Кроме того, после прохождения предполетного досмотра в стерильной зоне здания аэровокзала содержатся туалетные комнаты, предоставляемые на безвозмездной (бесплатной) основе. Дополнительно, к услугам повышенной комфортности, пассажирам предоставляется пользование платным туалетом, расположенным в здании аэровокзала на 1 этаже.
Определением о назначении дела к рассмотрению Камчатское УФАС России просило ФГУПКАП представить сведения о том, что расположенный в зале ожидания аэровокзала платный туалет обладает повышенной комфортностью. Запрошенные сведения ФГУПКАП не представило.
Таким образом, Комиссия не принимает доводы ФГУПКАП о том, что предоставление, расположенного в зале ожидания аэровокзала платного туалета, является услугой повышенной комфортностью. Наличие бесплатного туалета на привокзальной площади, посещение которого создает дополнительные неудобства для находящихся в здании аэровокзала пассажиров, не свидетельствует о том, что наличие туалета непосредственно в зале ожидания является услугой повышенной комфортности. А бесплатные туалеты в «стерильной зоне» аэровокзала доступны только для убывающих пассажиров, проходящих предполетный досмотр и регистрацию.
Министерством транспорта РФ принят Приказ от 02.10.2000 №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – Приказ от 02.10.2000 №110).
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа 02.10.2000 №110 аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Пунктом 3.4 Раздела III «Аэропортовые сборы» Приказа 02.10.2000 №110 установлен сбор за пользование аэровокзалом.
Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается за обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной технологией, включая:
предоставление привокзальной площади;
предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;
предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета и других, за пользование которыми отдельная плата не взимается);
информационное обеспечение пассажиров.
ФГУПКАП предоставляет услуги в соответствии с требованиями Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах. Основные требования.»
Разделом 5 указанного Отраслевого стандарта установлены обязательные услуги и основные требования к ним, в том числе пункт 5.1. «Бесплатные услуги» включает подпункт з) «бесплатное пользование залами ожидания вылета/прилета/ Залы должны быть оборудованы необходимым количеством мебели в соответствии с пропускной способностью аэропорта, туалетами.»
Таким образом, зал ожидания аэровокзала должен быть оборудован туалетом; услуга за пользование туалетом, расположенном в здании аэровокзала, является обязательной услугой дополнительного обслуживания пассажиров, за пользование которой отдельная плата не взимается.
Следовательно, отсутствие бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала и предоставление только платного туалета ведет к ущемлению интересов пассажиров, так как пассажиры вынуждены платить за услугу, которую должны получить бесплатно.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ФГУПКАП нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ФГУПКАП нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем взимания платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала, что привело к ущемлению интересов других лиц;
2. На основании решения выдать предписание ФГУПКАП о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 21-06/181-12А
«16» октября 2012 г. г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела № 21-06/181-12А о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
- Коваленко Г.Б. – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Шиханова Л.Б. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России;
- Игнатьева И.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Камчатского УФАС России»,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2012 года по делу № 21-06/181-12А о нарушении Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиационным предприятием (далее – ФГУПКАП) (адрес: 684005, Камчатский край, г. Елизово, аэропорт) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУПКАП в срок до 01 декабря 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во взимании платы за туалет при отсутствии бесплатного туалета в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский, что привело к ущемлению интересов других лиц, а именно:
ФГУПКАП предоставить пассажирам туалет (помещение обязательного дополнительного обслуживания) в зале ожидания аэровокзала аэропорта Петропавловск-Камчатский без взимания отдельной платы за пользование туалетом.
ФГУПКАП о выполнении настоящего Предписания сообщить Камчатскому УФАС России в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 21-06/181-12А
[format] =>
[safe_value] => 21-06/181-12А
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение и предписание по делу №21-06/181-12А в отношении Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-22 21:41:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-10-15 21:41:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1350942225
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Камчатское УФАС России
)