РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №21-06/5-14А

Номер дела: 21-06/5-14А
Дата публикации: 21 апреля 2014, 17:56

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                              г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 18.04.2014 г.

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России;

                   Членов Комиссии:

- Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

                 в присутствии представителя ответчика по делу - Краевого государственного бюджетного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (далее – КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», Ответчик, Заказчик): Козлова С.М. (по доверенности от 13.12.2013),

                 в отсутствие представителей

заявителя - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае), направившего ходатайство от 07.04.2014 № 38-01-05/403 о рассмотрении дела без их участия,

заинтересованного лица - Министерства строительства Камчатского края, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 21-06/5-14А по признакам нарушения КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 89) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

    

В Камчатское УФАС России 19.09.2013 поступили материалы из ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, из которых следует, что государственный заказчик КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» без проведения торгов заключил договор от 11.12.2012 № 3/12-Д (далее – Договор) с Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агенстве специального строительства» (далее – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», Генподрядчиком) на выполнение работ по строительству объекта: «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Объект).

Предметом Договора является выполнение Генподрядчиком по заданию Заказчика работы по разработке технической документации и строительству Объекта.

Договор заключен на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р «Об утверждении исполнителя работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края» (далее – Распоряжение № 1422-р).

             В соответствии с Распоряжением № 1422-р, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы» (далее – федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365.

В Приложении № 1 к Договору «Расчет стоимости строительства объекта: Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Смета) включены затраты на  проведение проектно-изыскательских работ (глава 12 Сметы) в сумме 55 370 740 рублей 00 копеек (без НДС).

Таким образом, предметом Договора является, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ, которые не включены в Распоряжение № 1422-р.

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края», являясь государственным заказчиком, не разместило заказ на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, тем самым создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 

Представитель ответчика по делу в письменных пояснениях от 11.03.2014 № 7/ЮР считает, что Договор на выполнение работ по строительству Объекта на основании Распоряжения № 1422-р с включением в него изыскательских работ заключен без нарушения антимонопольного законодательства: «… термин  «строительство» в правовом градостроительном смысле подразумевает создание зданий, строений, сооружений включает в себя стадии: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планирование территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство  и т.п., в том числе: инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проекта, осуществление строительства

 

ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае представило на рассмотрение дела документы, полученные во исполнение представления, выданного КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» по результатам проверки использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы».

Так, в письме от 25.09.2013 № 1841 в адрес ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» сообщает:

«В целях не допущения в дальнейшем указанных нарушений до сотрудников было доведено Распоряжение от 02.09.2010г. № 1422-р и обращено внимание на то, что в данном Распоряжении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» не определен разработчиком проектной документации.

       В период проведения проверки по выявленному нарушению были проведены переговоры с Учредителем – Министерством строительства Камчатского края, которым в свою очередь было направлено письмо на Губернатора Камчатского края с предложением о внесении дополнения в Распоряжение в части разработки проектной документации.

       Губернатором Камчатского края направлено письмо в адрес Президента Российской Федерации Путина В.В. от 12.08.2013 года № 04-3609 о внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010г. № 1422-р в части определения единственным исполнителем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по Программе  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

       Указанные документы свидетельствуют, что КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» признает нарушение в части неправомерности заключения в рамках Распоряжения № 1422-р Договора с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на выполнение проектно-изыскательских работ.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства.

 

Согласно Распоряжению № 1422-р ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края.

Поскольку в Распоряжении № 1422-р отсутствует указание на выполнение проектно-изыскательских работ, размещение заказа на выполнение данных работ (с учетом их стоимости согласно сметы) Заказчик должен был осуществить путем проведения торгов.

 

В соответствии с частью 1 статья 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

 

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 4 статьи 47 ГК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Согласно части 2 статьи 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 4 статьи 48 ГК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

 

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким

 

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производства; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий». Вместе с тем, работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений».

 

Таким образом, выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно технических средств, разрешительных документов.

 

Рынок видов деятельности по выполнению проектно-изыскательских работ является конкурентным.

Не размещение Заказчиком государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств.

Не проведение данных процедур влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельность на нем.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», заключив с  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» договор от 11.12.2014 № 3/12-Д на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов без размещения заказа в порядке, определенном Законом о размещении заказов, необоснованно воспрепятствовал осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения проектно-изыскательских работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, тем самым нарушил часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Вышеуказанные действия должностных лиц  КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Краевое государственное бюджетное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём заключения 11.12.2012 договора на выполнение проектно-изыскательских работ без проведения торгов, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектно-изыскательских работ. 

2. Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» выдать Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 21-06/5-14А должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица ответчика по делу.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Камчатское УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,

Членов Комиссии:

-   Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» (ул. Ленинградская, д. 98, г. Петропавловск-Камчатский, 683003) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

       Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края»:

                   

1. С момента выдачи настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1.1. Не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции на рынке проектно-изыскательских работ и (или) могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

1.2. Осуществлять определение подрядчика для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

1.3. В течение 2014 года уведомлять Камчатское УФАС России о заключенных контрактах на выполнение работ, в состав которых включены проектно-изыскательские работы, в 3-дневный срок с момента заключения таких контрактов, с приложением копии контракта и обоснования его заключения.

 

2. О выполнении настоящего предписания  сообщить в Камчатское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года.

 

 

                     

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6646 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №21-06/5-14А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6646 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398060096 [changed] => 1398060096 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398060096 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                              г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 18.04.2014 г.

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России;

                   Членов Комиссии:

- Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

                 в присутствии представителя ответчика по делу - Краевого государственного бюджетного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (далее – КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», Ответчик, Заказчик): Козлова С.М. (по доверенности от 13.12.2013),

                 в отсутствие представителей

заявителя - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае), направившего ходатайство от 07.04.2014 № 38-01-05/403 о рассмотрении дела без их участия,

заинтересованного лица - Министерства строительства Камчатского края, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 21-06/5-14А по признакам нарушения КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 89) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

    

В Камчатское УФАС России 19.09.2013 поступили материалы из ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, из которых следует, что государственный заказчик КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» без проведения торгов заключил договор от 11.12.2012 № 3/12-Д (далее – Договор) с Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агенстве специального строительства» (далее – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», Генподрядчиком) на выполнение работ по строительству объекта: «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Объект).

Предметом Договора является выполнение Генподрядчиком по заданию Заказчика работы по разработке технической документации и строительству Объекта.

Договор заключен на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р «Об утверждении исполнителя работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края» (далее – Распоряжение № 1422-р).

             В соответствии с Распоряжением № 1422-р, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы» (далее – федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365.

В Приложении № 1 к Договору «Расчет стоимости строительства объекта: Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Смета) включены затраты на  проведение проектно-изыскательских работ (глава 12 Сметы) в сумме 55 370 740 рублей 00 копеек (без НДС).

Таким образом, предметом Договора является, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ, которые не включены в Распоряжение № 1422-р.

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края», являясь государственным заказчиком, не разместило заказ на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, тем самым создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 

Представитель ответчика по делу в письменных пояснениях от 11.03.2014 № 7/ЮР считает, что Договор на выполнение работ по строительству Объекта на основании Распоряжения № 1422-р с включением в него изыскательских работ заключен без нарушения антимонопольного законодательства: «… термин  «строительство» в правовом градостроительном смысле подразумевает создание зданий, строений, сооружений включает в себя стадии: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планирование территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство  и т.п., в том числе: инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проекта, осуществление строительства

 

ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае представило на рассмотрение дела документы, полученные во исполнение представления, выданного КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» по результатам проверки использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы».

Так, в письме от 25.09.2013 № 1841 в адрес ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» сообщает:

«В целях не допущения в дальнейшем указанных нарушений до сотрудников было доведено Распоряжение от 02.09.2010г. № 1422-р и обращено внимание на то, что в данном Распоряжении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» не определен разработчиком проектной документации.

       В период проведения проверки по выявленному нарушению были проведены переговоры с Учредителем – Министерством строительства Камчатского края, которым в свою очередь было направлено письмо на Губернатора Камчатского края с предложением о внесении дополнения в Распоряжение в части разработки проектной документации.

       Губернатором Камчатского края направлено письмо в адрес Президента Российской Федерации Путина В.В. от 12.08.2013 года № 04-3609 о внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010г. № 1422-р в части определения единственным исполнителем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по Программе  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

       Указанные документы свидетельствуют, что КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» признает нарушение в части неправомерности заключения в рамках Распоряжения № 1422-р Договора с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на выполнение проектно-изыскательских работ.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства.

 

Согласно Распоряжению № 1422-р ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края.

Поскольку в Распоряжении № 1422-р отсутствует указание на выполнение проектно-изыскательских работ, размещение заказа на выполнение данных работ (с учетом их стоимости согласно сметы) Заказчик должен был осуществить путем проведения торгов.

 

В соответствии с частью 1 статья 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

 

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 4 статьи 47 ГК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Согласно части 2 статьи 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 4 статьи 48 ГК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

 

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким

 

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производства; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий». Вместе с тем, работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений».

 

Таким образом, выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно технических средств, разрешительных документов.

 

Рынок видов деятельности по выполнению проектно-изыскательских работ является конкурентным.

Не размещение Заказчиком государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств.

Не проведение данных процедур влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельность на нем.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», заключив с  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» договор от 11.12.2014 № 3/12-Д на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов без размещения заказа в порядке, определенном Законом о размещении заказов, необоснованно воспрепятствовал осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения проектно-изыскательских работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, тем самым нарушил часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Вышеуказанные действия должностных лиц  КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Краевое государственное бюджетное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём заключения 11.12.2012 договора на выполнение проектно-изыскательских работ без проведения торгов, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектно-изыскательских работ. 

2. Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» выдать Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 21-06/5-14А должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица ответчика по делу.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Камчатское УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,

Членов Комиссии:

-   Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» (ул. Ленинградская, д. 98, г. Петропавловск-Камчатский, 683003) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

       Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края»:

                   

1. С момента выдачи настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1.1. Не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции на рынке проектно-изыскательских работ и (или) могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

1.2. Осуществлять определение подрядчика для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

1.3. В течение 2014 года уведомлять Камчатское УФАС России о заключенных контрактах на выполнение работ, в состав которых включены проектно-изыскательские работы, в 3-дневный срок с момента заключения таких контрактов, с приложением копии контракта и обоснования его заключения.

 

2. О выполнении настоящего предписания  сообщить в Камчатское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года.

 

 

                     

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                              г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 18.04.2014 г.

 

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России;

                   Членов Комиссии:

- Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

                   - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

                 в присутствии представителя ответчика по делу - Краевого государственного бюджетного учреждения «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (далее – КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», Ответчик, Заказчик): Козлова С.М. (по доверенности от 13.12.2013),

                 в отсутствие представителей

заявителя - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае), направившего ходатайство от 07.04.2014 № 38-01-05/403 о рассмотрении дела без их участия,

заинтересованного лица - Министерства строительства Камчатского края, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 21-06/5-14А по признакам нарушения КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» (683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 89) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

    

В Камчатское УФАС России 19.09.2013 поступили материалы из ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, из которых следует, что государственный заказчик КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» без проведения торгов заключил договор от 11.12.2012 № 3/12-Д (далее – Договор) с Федеральным государственным унитарным предприятием «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при федеральном агенстве специального строительства» (далее – ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», Генподрядчиком) на выполнение работ по строительству объекта: «Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Объект).

Предметом Договора является выполнение Генподрядчиком по заданию Заказчика работы по разработке технической документации и строительству Объекта.

Договор заключен на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 1422-р «Об утверждении исполнителя работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края» (далее – Распоряжение № 1422-р).

             В соответствии с Распоряжением № 1422-р, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы» (далее – федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365.

В Приложении № 1 к Договору «Расчет стоимости строительства объекта: Микрорайон жилой застройки в районе Северо-Восточного шоссе г. Петропавловска-Камчатского (2 очередь) 1 этап» (далее – Смета) включены затраты на  проведение проектно-изыскательских работ (глава 12 Сметы) в сумме 55 370 740 рублей 00 копеек (без НДС).

Таким образом, предметом Договора является, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ, которые не включены в Распоряжение № 1422-р.

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края», являясь государственным заказчиком, не разместило заказ на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, тем самым создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 

Представитель ответчика по делу в письменных пояснениях от 11.03.2014 № 7/ЮР считает, что Договор на выполнение работ по строительству Объекта на основании Распоряжения № 1422-р с включением в него изыскательских работ заключен без нарушения антимонопольного законодательства: «… термин  «строительство» в правовом градостроительном смысле подразумевает создание зданий, строений, сооружений включает в себя стадии: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планирование территории; архитектурно-строительное проектирование, строительство  и т.п., в том числе: инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проекта, осуществление строительства

 

ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае представило на рассмотрение дела документы, полученные во исполнение представления, выданного КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» по результатам проверки использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы».

Так, в письме от 25.09.2013 № 1841 в адрес ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» сообщает:

«В целях не допущения в дальнейшем указанных нарушений до сотрудников было доведено Распоряжение от 02.09.2010г. № 1422-р и обращено внимание на то, что в данном Распоряжении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» не определен разработчиком проектной документации.

       В период проведения проверки по выявленному нарушению были проведены переговоры с Учредителем – Министерством строительства Камчатского края, которым в свою очередь было направлено письмо на Губернатора Камчатского края с предложением о внесении дополнения в Распоряжение в части разработки проектной документации.

       Губернатором Камчатского края направлено письмо в адрес Президента Российской Федерации Путина В.В. от 12.08.2013 года № 04-3609 о внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2010г. № 1422-р в части определения единственным исполнителем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по Программе  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

       Указанные документы свидетельствуют, что КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» признает нарушение в части неправомерности заключения в рамках Распоряжения № 1422-р Договора с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» на выполнение проектно-изыскательских работ.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующие обстоятельства.

 

Согласно Распоряжению № 1422-р ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» определено единственным исполнителем работ по реконструкции объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций, сейсмоусилению существующих зданий и сооружений и строительству новых жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и специальных объектов на территории Камчатского края.

Поскольку в Распоряжении № 1422-р отсутствует указание на выполнение проектно-изыскательских работ, размещение заказа на выполнение данных работ (с учетом их стоимости согласно сметы) Заказчик должен был осуществить путем проведения торгов.

 

В соответствии с частью 1 статья 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

 

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 4 статьи 47 ГК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Согласно части 2 статьи 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 4 статьи 48 ГК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

 

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким

 

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 № 17 услуги по проектированию и инженерно изыскательской деятельности входят в группу 7420000 «Услуги в области технической деятельности: услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства; услуги по техническим испытаниям и анализу; услуги по вопросам сертификации продукции и аттестации производства; услуги поверочных метрологических служб; услуги по вопросам стандартизации; услуги в области гидрометеорологии; услуги в области геологических изысканий». Вместе с тем, работы в области строительства, включая реконструкцию и ремонт относятся к группе 4520000 «Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений».

 

Таким образом, выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие различных по составу трудовых ресурсов и организационно технических средств, разрешительных документов.

 

Рынок видов деятельности по выполнению проектно-изыскательских работ является конкурентным.

Не размещение Заказчиком государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, создало условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств.

Не проведение данных процедур влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельность на нем.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 

КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края», заключив с  ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» договор от 11.12.2014 № 3/12-Д на выполнение проектно-изыскательских работ путем проведения торгов без размещения заказа в порядке, определенном Законом о размещении заказов, необоснованно воспрепятствовал осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения проектно-изыскательских работ, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, тем самым нарушил часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Вышеуказанные действия должностных лиц  КГБУ «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия:

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Краевое государственное бюджетное учреждение «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём заключения 11.12.2012 договора на выполнение проектно-изыскательских работ без проведения торгов, что явилось необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке проектно-изыскательских работ. 

2. Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края» выдать Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 21-06/5-14А должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица ответчика по делу.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-06/5-14А

 

 

­­18 апреля 2014 года                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Камчатское УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,

Членов Комиссии:

-   Парфирьевой С.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Шихановой Л.Б. – главного государственного инспектора отдела   антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

 - Ермоловой О.В. – ведущего специалиста - эксперта  отдела антимонопольного  контроля  и закупок Камчатского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 18.04.2014 по делу № 21-06/5-14А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением «Служба заказчика Министерства строительства  Камчатского края» (ул. Ленинградская, д. 98, г. Петропавловск-Камчатский, 683003) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

       Краевому государственному бюджетному учреждению «Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края»:

                   

1. С момента выдачи настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1.1. Не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции на рынке проектно-изыскательских работ и (или) могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

1.2. Осуществлять определение подрядчика для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

1.3. В течение 2014 года уведомлять Камчатское УФАС России о заключенных контрактах на выполнение работ, в состав которых включены проектно-изыскательские работы, в 3-дневный срок с момента заключения таких контрактов, с приложением копии контракта и обоснования его заключения.

 

2. О выполнении настоящего предписания  сообщить в Камчатское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года.

 

 

                     

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21-06/5-14А [format] => [safe_value] => 21-06/5-14А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Разъяснения порядка правоприменения статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части административного обжалования в строительстве [description] =>

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые в соответствии с Градостроительным кодексом Правительством Российской Федерации.

Например, исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 403, включает процедуру «Заключение договора о подключении (присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения» (№ 35).

Порядок прохождения данной процедуры регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (статья 19, часть 1) и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2013 № 642 (раздел II, подраздел 3).

Для случая подключения (присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения установлен перечень документов, которые заявитель обязан представить для проведения процедуры, определены сроки и исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора, а основания для отказа в принятии заявления не установлены. Документ, получаемый заявителем в результате проведения процедуры – договор о подключении (присоединении).

Заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений.

Так, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в ФАС России могут быть обжалованы действия (бездействие) организации, осуществляющей, например, горячее водоснабжение, выраженные в:

незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

предъявлении к лицу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

нарушении установленных сроков осуществления процедуры;

предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Поскольку Пункт 52 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403, предусматривающий предоставление согласования проектной документации на оборудование узла учета воды, сточных вод, утратил силу с 10.06.2015 на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2015 N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 14.9.1 "Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства", в ч. 1 которой указано, что действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством РФ и которые выражены в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На основании пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия органа местного самоуправления, его должностных лиц в части предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Указанные изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом N 250-ФЗ, вступили в силу с 10.01.2016. Ранее административная ответственность за подобные действия не была предусмотрена.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе требовать от индивидуального предпринимателя осуществления действий, не включенных в перечни процедур в сферах строительства. С 10.01.2016 виновные в подобных действиях должностные лица органа местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При этом в указанных случаях виновные действия (бездействие) ресурсоснабжающих организаций должны быть квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    При поступлении в антимонопольный орган заявления, подлежащего рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит рассмотрению как жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Кроме того, отказ от заключения договора по иным основаниям в данном порядке не обжалуется и должен быть рассмотрен только на предмет наличия нарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП в порядке административного производства.

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-21 05:56:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-18 05:56:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398060096 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )