Решение и Предписание по делу №21-06/149-13А

Номер дела: 21-06/149-13А
Дата публикации: 11 июня 2014, 14:32

РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ

по делу в отношении Камчатского учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Коваленко Галина Борисовна – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

Парфирьева Светлана Николаевна – начальник отдела  антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

Крук Елена Николаевна - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

рассмотрев дело о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Камчатское УФАС России поступило заявление от юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» (ИНН 2721075373; адрес места нахождения: ул. Льва Толстого, 8, офис 37, г. Хабаровск; далее – заявитель, ТФГИ) в лице Камчатского филиала (КПП 410102001; адрес места нахождения: ул. Беринга, 108, г. Петропавловск-Камчатский), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям».

Согласно заявлению цены за обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам: «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Пожарно–технический минимум» с 1 февраля 2013 года увеличены по сравнению с 2012 годом: с 4150 руб. до 8950 руб. и с 4000 руб. до 6125 руб., соответственно.

 

По поступившему в Камчатское УФАС России заявлению на основании приказа Камчатского УФАС России от 21 октября 2013 года № 204П  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (ИНН 4101078924; адрес места нахождения: ул. Ленинградская, 72, г. Петропавловск – Камчатский; далее – ответчик, Учебно-методический центр).

 

На основании частей 2 и 4 Устава Учебно-методический центр приказами от 11.07.2011 № 27 и от 21.01.2013 № 7 самостоятельно установил расценки на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения:

 за услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  4150 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        8950 рублей; за услуги по обучению ПТМ цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  3850 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        6125 рублей.

Согласно «Калькуляции стоимости 36 часового обучения на базе Учебно-методического центра 25 слушателей по повышению квалификации руководящих работников и специалистов» расходы составляют 114270,82 рубля  (приложение к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 1).

Согласно «Калькуляции стоимости 16 часового обучения 20 слушателей по программе «Пожарно–технический минимум» на базе Учебно–методического центра» расходы составляют 52608,33 рубля (приложением к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 2).

Следовательно, планируемые на 2013 год расходы по обучению одного лица (слушателя), уполномоченного на решение задач ГОЧС, составили 4570,83 рубля (Расчет: 114270,82/ 25 = 4570,83); расходы по обучению одного слушателя ПТМ составили 2630,42 рубля (Расчет: 52608,33/ 20 = 2630,42).

 

    В целях установления единых требований к формированию платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, учредителем - Министерством   специальных программ и по делам казачества Камчатского края (далее – Учредитель) разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (утвержден приказом Учредителя от 06.06.2011 № 96-п; далее – Порядок).

Согласно Порядку услуги (работы) должны оказываться Учебно-методическим центром по ценам, покрывающим его издержки на оказание услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг (работ) условиях сверх установленного государственного задания (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка плата (цена) за оказание услуги (выполнение работы) формируется на основе расчета затрат на оказание услуги (выполнение работы), включая налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, требований к качеству услуги (работы) в соответствии с показателями государственного задания, а также на основании:

- установленных нормативными правовыми актами РФ цен (тарифов) на оказание услуги (выполнения работ) по основным видам деятельности бюджетного учреждения (при наличии);

- размера расчетных и расчетно-правовых затрат на оказание Учебно-методическим центром платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества Учебно-методического центра;

- размера расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности Учебно-методического центра в части оказания платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей состава затрат;

- анализа фактических затрат Учебно-методического центра на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности в прошедшие периоды;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные платные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные платные услуги (работы).  

 

  Таким образом, возможность оказания Учебно-методическим центром услуг за плату допускается Учредителем исключительно по его решению, в силу чего стоимость таких услуг подлежит регулированию исключительно таким лицом, что и было сделано Порядком.

 

 

Комиссия Камчатского УФАС России, проанализировав действующее законодательство, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения и доводы ответчика по делу, установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции используется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220).

 

В соответствии с Приказом № 220 Камчатским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение пожарно – техническому минимуму» со сроком освоения до 28 часов (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС), относящихся к типу рынка – высококонцентрированный и характеризующихся неразвитой конкуренцией.

По итогам исследования состояния конкуренции на указанных товарных рынках определены доли, которые занимал хозяйствующий субъект – Учебно-методический центр в общем объеме указанных товарных рынков.

Так, в 2013 году в географических границах Камчатского края Учебно-методический центр занимал долю свыше 50% в общем объеме рынка услуг по обучению ПТМ потребителей (приобретателей). Доля Учебно-методического центра в заданных географических границах рынка услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС,  в 2013 году составила 100 процентов.

Сопоставимые рынки услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, на территории Российской Федерации не выявлены.

 

Принимая во внимание известные объемы товарных рынков услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, и основанное на всей доступной информации количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на данных товарных рынках в Камчатском крае на основании лицензий на право ведения образовательной деятельности по программам: «Обучение ПТМ» и «Обучение лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС (со сроком освоения 36-108 часов)»,  Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края в 2013 году занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

 

2. Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности, при этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

Частью 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи Закона о некоммерческих организациях, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Учебно-методический центр является государственной некоммерческой  организацией в форме краевого государственного бюджетного учреждения, целью образовательной деятельности которого является подготовка и повышение квалификации руководящего состава, на который возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (пункты 1.2., 2.1. устава Учебно-методического центра).

 Основным  документом   организации   учебного    процесса, регламентирующим количество и состав обучаемых является план комплектования Учебно-методического центра слушателями, составляемый на учебный год, согласовываемый с Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю и утверждаемый Министром специальных программ и по  делам  казачества Камчатского края (далее – государственное задание; пункт 3.3. Устава).

В соответствии с планами комплектования на 2012 и 2013 годы Учебно-методическому центру надлежало оказать услуги по обучению слушателей, которыми являются руководители и ответственные за пожарную безопасность в организациях с объемом подготовки до 28 часов в количестве (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и руководители, заместители руководителей и специалисты органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, в организациях со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС).

 

Исходя из изложенного, услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, предусмотренные его Уставом, выполняются Учебно-методическим центром, обучающим ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, как в рамках государственного задания, так и за плату на одинаковых условиях.

 

Согласно приказу от 21.01.2013 № 7, письму Учебно-методического центра от 22.11.2013 № 203, в цену за услуги по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, Учебно-методический центр включил следующие расходы: «заработная плата специалиста с учетом ставки почасовой оплаты с учетом районного коэффициента и северной надбавки, затраты на коммунальные услуги и содержание административно-управленческого аппарата, амортизация основных средств, накладные расходы, коэффициент-дефлятор на текущий год и рентабельность. Коэффициент рентабельности при этом, как прибыль остающаяся в учреждении, определялась в размере 80% для обучения по программам обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и 20% по программе обучения пожарно-техническому минимуму».

 

То есть, некоммерческая организация Учебно-методический центр в нарушение Порядка с 01.02.2013 осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС и ПТМ путем применения коэффициента рентабельности при взимании платы с юридических лиц.

 

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

С 01.02.2013 цена услуги по обучению одного слушателя ПТМ превышает на 3494,58 рубля сумму расходов, необходимых для производства и реализации указанной услуги (Расчет. 6125,00-2630,42=3494,58),

цена услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, превышает на 4379,17 рубля сумму расходов, необходимых для  ее производства и реализации (Расчет. 8950,00-4570,83=4379,17).

 

 

Исходя из изложенного, Учебно-методическим центром цены на услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установлены с 01.02.2013 при следующих условиях:

а) в 2013 году Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС;

б) в нарушение пункта 3 Порядка услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, оказываются Учебно-методическим центром по ценам превышающим на 3494,58 рубля и 4379,17 рубля, соответственно, сумму расходов, необходимых для производства и реализации данных услуг;

в) изменение цен с 01.02.2013 не обусловлено изменением общих условий обращения Товара на товарных рынках: изменение расходов, необходимых для производства и реализации Товара, не соответствует изменениям цен Товара, изменение состава покупателей Товара является незначительным, условия обращения Товара на рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.

 Таким образом, цены на услуги, установленные с 01.02.2013 соответствуют условиям признания их монопольно высокими.

 

Учебно-методический центр, занимающий в 2013 году в географических границах Камчатского края доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установив монопольно высокие цены на указанные услуги, злоупотребил своим доминирующим положением, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Учебно-методический центр не представил доказательства того, что его действия по установлению монопольно высоких цен на Товары могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1.       Признать в действиях Краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению слушателей ПТМ и на услугу по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

2.       Выдать КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, на основании своего решения от 05.05.2014  по делу № 21-06/149-13А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Закон о защите конкуренции

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» в срок до 20 июня 2014 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС:

- установить плату за оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, в размере, не превышающем сумму расходов, необходимых для производства и реализации каждой из указанных услуг в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», утвержденным приказом Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края 06.06.2011 № 96-п.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением доказательств исполнения пункта 1 настоящего Предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6746 [uid] => 5 [title] => Решение и Предписание по делу №21-06/149-13А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6746 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402454309 [changed] => 1402454309 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402454309 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ

по делу в отношении Камчатского учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Коваленко Галина Борисовна – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

Парфирьева Светлана Николаевна – начальник отдела  антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

Крук Елена Николаевна - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

рассмотрев дело о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Камчатское УФАС России поступило заявление от юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» (ИНН 2721075373; адрес места нахождения: ул. Льва Толстого, 8, офис 37, г. Хабаровск; далее – заявитель, ТФГИ) в лице Камчатского филиала (КПП 410102001; адрес места нахождения: ул. Беринга, 108, г. Петропавловск-Камчатский), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям».

Согласно заявлению цены за обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам: «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Пожарно–технический минимум» с 1 февраля 2013 года увеличены по сравнению с 2012 годом: с 4150 руб. до 8950 руб. и с 4000 руб. до 6125 руб., соответственно.

 

По поступившему в Камчатское УФАС России заявлению на основании приказа Камчатского УФАС России от 21 октября 2013 года № 204П  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (ИНН 4101078924; адрес места нахождения: ул. Ленинградская, 72, г. Петропавловск – Камчатский; далее – ответчик, Учебно-методический центр).

 

На основании частей 2 и 4 Устава Учебно-методический центр приказами от 11.07.2011 № 27 и от 21.01.2013 № 7 самостоятельно установил расценки на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения:

 за услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  4150 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        8950 рублей; за услуги по обучению ПТМ цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  3850 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        6125 рублей.

Согласно «Калькуляции стоимости 36 часового обучения на базе Учебно-методического центра 25 слушателей по повышению квалификации руководящих работников и специалистов» расходы составляют 114270,82 рубля  (приложение к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 1).

Согласно «Калькуляции стоимости 16 часового обучения 20 слушателей по программе «Пожарно–технический минимум» на базе Учебно–методического центра» расходы составляют 52608,33 рубля (приложением к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 2).

Следовательно, планируемые на 2013 год расходы по обучению одного лица (слушателя), уполномоченного на решение задач ГОЧС, составили 4570,83 рубля (Расчет: 114270,82/ 25 = 4570,83); расходы по обучению одного слушателя ПТМ составили 2630,42 рубля (Расчет: 52608,33/ 20 = 2630,42).

 

    В целях установления единых требований к формированию платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, учредителем - Министерством   специальных программ и по делам казачества Камчатского края (далее – Учредитель) разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (утвержден приказом Учредителя от 06.06.2011 № 96-п; далее – Порядок).

Согласно Порядку услуги (работы) должны оказываться Учебно-методическим центром по ценам, покрывающим его издержки на оказание услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг (работ) условиях сверх установленного государственного задания (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка плата (цена) за оказание услуги (выполнение работы) формируется на основе расчета затрат на оказание услуги (выполнение работы), включая налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, требований к качеству услуги (работы) в соответствии с показателями государственного задания, а также на основании:

- установленных нормативными правовыми актами РФ цен (тарифов) на оказание услуги (выполнения работ) по основным видам деятельности бюджетного учреждения (при наличии);

- размера расчетных и расчетно-правовых затрат на оказание Учебно-методическим центром платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества Учебно-методического центра;

- размера расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности Учебно-методического центра в части оказания платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей состава затрат;

- анализа фактических затрат Учебно-методического центра на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности в прошедшие периоды;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные платные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные платные услуги (работы).  

 

  Таким образом, возможность оказания Учебно-методическим центром услуг за плату допускается Учредителем исключительно по его решению, в силу чего стоимость таких услуг подлежит регулированию исключительно таким лицом, что и было сделано Порядком.

 

 

Комиссия Камчатского УФАС России, проанализировав действующее законодательство, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения и доводы ответчика по делу, установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции используется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220).

 

В соответствии с Приказом № 220 Камчатским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение пожарно – техническому минимуму» со сроком освоения до 28 часов (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС), относящихся к типу рынка – высококонцентрированный и характеризующихся неразвитой конкуренцией.

По итогам исследования состояния конкуренции на указанных товарных рынках определены доли, которые занимал хозяйствующий субъект – Учебно-методический центр в общем объеме указанных товарных рынков.

Так, в 2013 году в географических границах Камчатского края Учебно-методический центр занимал долю свыше 50% в общем объеме рынка услуг по обучению ПТМ потребителей (приобретателей). Доля Учебно-методического центра в заданных географических границах рынка услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС,  в 2013 году составила 100 процентов.

Сопоставимые рынки услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, на территории Российской Федерации не выявлены.

 

Принимая во внимание известные объемы товарных рынков услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, и основанное на всей доступной информации количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на данных товарных рынках в Камчатском крае на основании лицензий на право ведения образовательной деятельности по программам: «Обучение ПТМ» и «Обучение лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС (со сроком освоения 36-108 часов)»,  Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края в 2013 году занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

 

2. Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности, при этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

Частью 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи Закона о некоммерческих организациях, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Учебно-методический центр является государственной некоммерческой  организацией в форме краевого государственного бюджетного учреждения, целью образовательной деятельности которого является подготовка и повышение квалификации руководящего состава, на который возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (пункты 1.2., 2.1. устава Учебно-методического центра).

 Основным  документом   организации   учебного    процесса, регламентирующим количество и состав обучаемых является план комплектования Учебно-методического центра слушателями, составляемый на учебный год, согласовываемый с Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю и утверждаемый Министром специальных программ и по  делам  казачества Камчатского края (далее – государственное задание; пункт 3.3. Устава).

В соответствии с планами комплектования на 2012 и 2013 годы Учебно-методическому центру надлежало оказать услуги по обучению слушателей, которыми являются руководители и ответственные за пожарную безопасность в организациях с объемом подготовки до 28 часов в количестве (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и руководители, заместители руководителей и специалисты органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, в организациях со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС).

 

Исходя из изложенного, услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, предусмотренные его Уставом, выполняются Учебно-методическим центром, обучающим ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, как в рамках государственного задания, так и за плату на одинаковых условиях.

 

Согласно приказу от 21.01.2013 № 7, письму Учебно-методического центра от 22.11.2013 № 203, в цену за услуги по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, Учебно-методический центр включил следующие расходы: «заработная плата специалиста с учетом ставки почасовой оплаты с учетом районного коэффициента и северной надбавки, затраты на коммунальные услуги и содержание административно-управленческого аппарата, амортизация основных средств, накладные расходы, коэффициент-дефлятор на текущий год и рентабельность. Коэффициент рентабельности при этом, как прибыль остающаяся в учреждении, определялась в размере 80% для обучения по программам обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и 20% по программе обучения пожарно-техническому минимуму».

 

То есть, некоммерческая организация Учебно-методический центр в нарушение Порядка с 01.02.2013 осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС и ПТМ путем применения коэффициента рентабельности при взимании платы с юридических лиц.

 

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

С 01.02.2013 цена услуги по обучению одного слушателя ПТМ превышает на 3494,58 рубля сумму расходов, необходимых для производства и реализации указанной услуги (Расчет. 6125,00-2630,42=3494,58),

цена услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, превышает на 4379,17 рубля сумму расходов, необходимых для  ее производства и реализации (Расчет. 8950,00-4570,83=4379,17).

 

 

Исходя из изложенного, Учебно-методическим центром цены на услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установлены с 01.02.2013 при следующих условиях:

а) в 2013 году Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС;

б) в нарушение пункта 3 Порядка услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, оказываются Учебно-методическим центром по ценам превышающим на 3494,58 рубля и 4379,17 рубля, соответственно, сумму расходов, необходимых для производства и реализации данных услуг;

в) изменение цен с 01.02.2013 не обусловлено изменением общих условий обращения Товара на товарных рынках: изменение расходов, необходимых для производства и реализации Товара, не соответствует изменениям цен Товара, изменение состава покупателей Товара является незначительным, условия обращения Товара на рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.

 Таким образом, цены на услуги, установленные с 01.02.2013 соответствуют условиям признания их монопольно высокими.

 

Учебно-методический центр, занимающий в 2013 году в географических границах Камчатского края доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установив монопольно высокие цены на указанные услуги, злоупотребил своим доминирующим положением, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Учебно-методический центр не представил доказательства того, что его действия по установлению монопольно высоких цен на Товары могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1.       Признать в действиях Краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению слушателей ПТМ и на услугу по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

2.       Выдать КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, на основании своего решения от 05.05.2014  по делу № 21-06/149-13А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Закон о защите конкуренции

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» в срок до 20 июня 2014 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС:

- установить плату за оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, в размере, не превышающем сумму расходов, необходимых для производства и реализации каждой из указанных услуг в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», утвержденным приказом Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края 06.06.2011 № 96-п.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением доказательств исполнения пункта 1 настоящего Предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ

по делу в отношении Камчатского учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Коваленко Галина Борисовна – заместитель руководителя Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

Парфирьева Светлана Николаевна – начальник отдела  антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

Крук Елена Николаевна - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

рассмотрев дело о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Камчатское УФАС России поступило заявление от юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» (ИНН 2721075373; адрес места нахождения: ул. Льва Толстого, 8, офис 37, г. Хабаровск; далее – заявитель, ТФГИ) в лице Камчатского филиала (КПП 410102001; адрес места нахождения: ул. Беринга, 108, г. Петропавловск-Камчатский), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям».

Согласно заявлению цены за обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам: «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Пожарно–технический минимум» с 1 февраля 2013 года увеличены по сравнению с 2012 годом: с 4150 руб. до 8950 руб. и с 4000 руб. до 6125 руб., соответственно.

 

По поступившему в Камчатское УФАС России заявлению на основании приказа Камчатского УФАС России от 21 октября 2013 года № 204П  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (ИНН 4101078924; адрес места нахождения: ул. Ленинградская, 72, г. Петропавловск – Камчатский; далее – ответчик, Учебно-методический центр).

 

На основании частей 2 и 4 Устава Учебно-методический центр приказами от 11.07.2011 № 27 и от 21.01.2013 № 7 самостоятельно установил расценки на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения:

 за услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  4150 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        8950 рублей; за услуги по обучению ПТМ цена составила:

с 01.09.2011 по 31.01.2013                                                                  3850 рублей,

с 01.02.2013 по настоящее время                                                        6125 рублей.

Согласно «Калькуляции стоимости 36 часового обучения на базе Учебно-методического центра 25 слушателей по повышению квалификации руководящих работников и специалистов» расходы составляют 114270,82 рубля  (приложение к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 1).

Согласно «Калькуляции стоимости 16 часового обучения 20 слушателей по программе «Пожарно–технический минимум» на базе Учебно–методического центра» расходы составляют 52608,33 рубля (приложением к Приказу № 7; далее – Калькуляция № 2).

Следовательно, планируемые на 2013 год расходы по обучению одного лица (слушателя), уполномоченного на решение задач ГОЧС, составили 4570,83 рубля (Расчет: 114270,82/ 25 = 4570,83); расходы по обучению одного слушателя ПТМ составили 2630,42 рубля (Расчет: 52608,33/ 20 = 2630,42).

 

    В целях установления единых требований к формированию платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, учредителем - Министерством   специальных программ и по делам казачества Камчатского края (далее – Учредитель) разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (утвержден приказом Учредителя от 06.06.2011 № 96-п; далее – Порядок).

Согласно Порядку услуги (работы) должны оказываться Учебно-методическим центром по ценам, покрывающим его издержки на оказание услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг (работ) условиях сверх установленного государственного задания (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка плата (цена) за оказание услуги (выполнение работы) формируется на основе расчета затрат на оказание услуги (выполнение работы), включая налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, требований к качеству услуги (работы) в соответствии с показателями государственного задания, а также на основании:

- установленных нормативными правовыми актами РФ цен (тарифов) на оказание услуги (выполнения работ) по основным видам деятельности бюджетного учреждения (при наличии);

- размера расчетных и расчетно-правовых затрат на оказание Учебно-методическим центром платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества Учебно-методического центра;

- размера расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности Учебно-методического центра в части оказания платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей состава затрат;

- анализа фактических затрат Учебно-методического центра на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности в прошедшие периоды;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание платных услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные платные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные платные услуги (работы).  

 

  Таким образом, возможность оказания Учебно-методическим центром услуг за плату допускается Учредителем исключительно по его решению, в силу чего стоимость таких услуг подлежит регулированию исключительно таким лицом, что и было сделано Порядком.

 

 

Комиссия Камчатского УФАС России, проанализировав действующее законодательство, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения и доводы ответчика по делу, установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции используется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220).

 

В соответствии с Приказом № 220 Камчатским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение пожарно – техническому минимуму» со сроком освоения до 28 часов (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и товарном рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования по образовательной программе: «Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС), относящихся к типу рынка – высококонцентрированный и характеризующихся неразвитой конкуренцией.

По итогам исследования состояния конкуренции на указанных товарных рынках определены доли, которые занимал хозяйствующий субъект – Учебно-методический центр в общем объеме указанных товарных рынков.

Так, в 2013 году в географических границах Камчатского края Учебно-методический центр занимал долю свыше 50% в общем объеме рынка услуг по обучению ПТМ потребителей (приобретателей). Доля Учебно-методического центра в заданных географических границах рынка услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС,  в 2013 году составила 100 процентов.

Сопоставимые рынки услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, на территории Российской Федерации не выявлены.

 

Принимая во внимание известные объемы товарных рынков услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, и основанное на всей доступной информации количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на данных товарных рынках в Камчатском крае на основании лицензий на право ведения образовательной деятельности по программам: «Обучение ПТМ» и «Обучение лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС (со сроком освоения 36-108 часов)»,  Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края в 2013 году занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и услуг по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

 

2. Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности, при этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

Частью 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) установлено, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 статьи Закона о некоммерческих организациях, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Учебно-методический центр является государственной некоммерческой  организацией в форме краевого государственного бюджетного учреждения, целью образовательной деятельности которого является подготовка и повышение квалификации руководящего состава, на который возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (пункты 1.2., 2.1. устава Учебно-методического центра).

 Основным  документом   организации   учебного    процесса, регламентирующим количество и состав обучаемых является план комплектования Учебно-методического центра слушателями, составляемый на учебный год, согласовываемый с Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю и утверждаемый Министром специальных программ и по  делам  казачества Камчатского края (далее – государственное задание; пункт 3.3. Устава).

В соответствии с планами комплектования на 2012 и 2013 годы Учебно-методическому центру надлежало оказать услуги по обучению слушателей, которыми являются руководители и ответственные за пожарную безопасность в организациях с объемом подготовки до 28 часов в количестве (далее – Товар, услуги по обучению ПТМ) и руководители, заместители руководителей и специалисты органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления, в организациях со сроком освоения 36-108 часов (далее – Товар, услуги по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС).

 

Исходя из изложенного, услуги, относящиеся к основным видам деятельности Учебно-методического центра, предусмотренные его Уставом, выполняются Учебно-методическим центром, обучающим ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, как в рамках государственного задания, так и за плату на одинаковых условиях.

 

Согласно приказу от 21.01.2013 № 7, письму Учебно-методического центра от 22.11.2013 № 203, в цену за услуги по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, Учебно-методический центр включил следующие расходы: «заработная плата специалиста с учетом ставки почасовой оплаты с учетом районного коэффициента и северной надбавки, затраты на коммунальные услуги и содержание административно-управленческого аппарата, амортизация основных средств, накладные расходы, коэффициент-дефлятор на текущий год и рентабельность. Коэффициент рентабельности при этом, как прибыль остающаяся в учреждении, определялась в размере 80% для обучения по программам обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и 20% по программе обучения пожарно-техническому минимуму».

 

То есть, некоммерческая организация Учебно-методический центр в нарушение Порядка с 01.02.2013 осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программам обучения лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС и ПТМ путем применения коэффициента рентабельности при взимании платы с юридических лиц.

 

 

3. В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

С 01.02.2013 цена услуги по обучению одного слушателя ПТМ превышает на 3494,58 рубля сумму расходов, необходимых для производства и реализации указанной услуги (Расчет. 6125,00-2630,42=3494,58),

цена услуги по обучению одного лица, уполномоченного на решение задач ГОЧС, превышает на 4379,17 рубля сумму расходов, необходимых для  ее производства и реализации (Расчет. 8950,00-4570,83=4379,17).

 

 

Исходя из изложенного, Учебно-методическим центром цены на услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установлены с 01.02.2013 при следующих условиях:

а) в 2013 году Учебно-методический центр в географических границах Камчатского края занимал доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС;

б) в нарушение пункта 3 Порядка услуги по обучению слушателей ПТМ и лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, оказываются Учебно-методическим центром по ценам превышающим на 3494,58 рубля и 4379,17 рубля, соответственно, сумму расходов, необходимых для производства и реализации данных услуг;

в) изменение цен с 01.02.2013 не обусловлено изменением общих условий обращения Товара на товарных рынках: изменение расходов, необходимых для производства и реализации Товара, не соответствует изменениям цен Товара, изменение состава покупателей Товара является незначительным, условия обращения Товара на рынке услуг в сфере дополнительного профессионального образования, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.

 Таким образом, цены на услуги, установленные с 01.02.2013 соответствуют условиям признания их монопольно высокими.

 

Учебно-методический центр, занимающий в 2013 году в географических границах Камчатского края доминирующее положение на рынках услуг по обучению слушателей ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, установив монопольно высокие цены на указанные услуги, злоупотребил своим доминирующим положением, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Учебно-методический центр не представил доказательства того, что его действия по установлению монопольно высоких цен на Товары могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1.       Признать в действиях Краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по обучению слушателей ПТМ и на услугу по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС.

 

2.       Выдать КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, на основании своего решения от 05.05.2014  по делу № 21-06/149-13А о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования взрослых (КГБУ ДПО взрослых) «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» части 1 (пункт 1) статьи 10 Закон о защите конкуренции

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КГБУ ДПО взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» в срок до 20 июня 2014 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС:

- установить плату за оказание услуг по обучению ПТМ и по обучению лиц, уполномоченных на решение задач ГОЧС, в размере, не превышающем сумму расходов, необходимых для производства и реализации каждой из указанных услуг в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности краевого государственного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых «Камчатский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», утвержденным приказом Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края 06.06.2011 № 96-п.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Камчатское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением доказательств исполнения пункта 1 настоящего Предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21-06/149-13А [format] => [safe_value] => 21-06/149-13А ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-11 02:32:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-05 02:32:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402454309 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )