решение по делу №21-05/22-16Ж

Номер дела: №21-05/22-16Ж
Дата публикации: 14 октября 2016, 15:57

РЕШЕНИЕ

09 августа 2016                                г.Петропавловск - Камчатский

 

            Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2016 года

            В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2016 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии Кодерле И.В. –заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

            Кузьмина Наталья Николаевна – главный государственный инспектор  отдела правового обеспечения и рекламы;

            Иванкова Наталья Александровна – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Исаровой Ирины Константиновны направленную в Камчатское УФАС России на действия Заказчика по проведению аукциона для предоставления земельного участка в собственность для ИЖС – Администрацию Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района,

     УСТАНОВИЛА:

 

     В адрес Камчатского УФАС 04.08.2016 поступила жалоба  от Исаровой Ирины Константиновны. В жалобе указываются следующие доводы.

     На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ в разделе «Аренда и продажа земельных участков» опубликовано извещение 110716/0859094/04 о предоставлении земельного участка в аренду     для индивидуального жилищного строительства.

   В положении указанно, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду           для индивидуального жилищного  строительства, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения вправе подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по установленной форме.

    Заказчик   Администрация Пионерского    сельского поселения Елизовского муниципального района.  Окончание приема заявлений 14.08.2016 года.

  1.  В свою очередь, Администрация Пионерского сельского поселения отказывается предоставить копию документации по аукциону и утвержденную форму заявки для участия в аукционе о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Объясняя свой отказ тем, что указанное извещения на сайте http://torgi.gov.ru/ выставлено формально, аукцион проводиться не будет и пакет документации для проведения аукциона отсутствует, а для земельного участка существует обременения третьих лиц в виде договора аренды, который будет продлен.

            Данные пояснения противоречат п. 2, п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса, в соответствии с которыми в данном случае договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

            Следовательно, данные пункты не были выполнены арендатором, о чем свидетельствует наличие извещения на площадке сайта http://torgi.gov.ru/.

  1.  Общая форма извещения не соответствует требованиям, указанным в п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса:

            в извещении отсутствует информация о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона, размер "шага аукциона", форма заявки на участие в аукционе, срок аренды земельного участка, размер задатка, порядок его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка.

  1.  Не выполнено требование п. 22 ст. 39.11 Земельного кодекса: «Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка».

            Согласно раздела IV п. 24 приложения 1 к приказу ФАС от 10.02.2010 № 67 заявитель не допускается при несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.

            Таким образом, Заказчик не прикладывая к извещению установленную форму заявки и отказывая в ее получении, ограничивает право на участие в аукционе.

            Датой окончания приема заявок и подведение итогов указана дата 14.08.2016 года (воскресенье) - является выходным днем в графике работы Администрации Пионерского сельского поселения.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и провести внеплановую проверку в отношении извещения 110716/0859094/04.

Представитель по доверенности Администрации Пионерского сельского поселения с доводами жалобы не согласна и считает ее необоснованной по следующим основаниям.

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения извещение о проведении аукциона в 2016 году не размещалось.

            В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, а также заслушав доводы представителя Администрации Пионерского сельского поселения, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом Комиссия Камчатского УФАС  пришла к следующим выводам.

            По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. В соответствии с указанной статьей, жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом права и законные интересы лица, которое не подавало заявку на участие в торгах, могут быть нарушены в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах, либо положений, явно противоречащих требованиям законодательства, в том числе, антимонопольного.

            Лицо, желающее принять участие в торгах, а также подавшее заявку на участие в торгах, может обжаловать указанные требования документации о торгах, поскольку считает их неправомерными и нарушающими (ограничивающими) его право на участие в торгах, что является вполне закономерным, поскольку при подаче заявки на участие в торгах заявитель тем самым соглашается со всеми условиями проведения таких торгов.

            Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих такие заявки подать, но столкнувшихся с какими либо препятствиями.

            Ограничение прав вышеуказанных лиц на обжалование положений документации о торгах, устанавливающих порядок подачи заявок на участие в торгах, приведет к невозможности защиты ими нарушенных прав в оперативном порядке, а вынудит таких лиц обращаться в суд. Рассмотрение подобных жалоб занимает более длительный период. Таким образом, к моменту рассмотрения жалобы и вынесения решения судом, обжалуемые торги могут состояться и по их результатам могут быть заключены договоры, что значительно уменьшает (возможно, и устраняет) шансы рассматриваемой категории лиц на участие в интересующих их торгах.

            Жалоба Исаровой И.К. от 04.08.2016 соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения 11.07.2016 размещено извещение № 110716/0859094/04 о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            Управлением Архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района был заключен договор с гражданином Антоновым Г.А. аренды земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 на срок с 04.04.2010 по 04.04.2015.

            Согласно п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

            Как следует из п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

            1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ);

            2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

            На основании п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:

            1. заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

  1.  исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
  2.  ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ;
  3.  на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

            В данном случае не мог быть выполнен пункт 1 - заявление о заключении нового договора аренды арендатором не было подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

            В связи с этим, принимая во внимание истечение срока аренды, договор аренды был расторгнут по заявлению Антонова Г.А. соглашением от 27.11.2015 о расторжении договора от 13.08.2010 № 194/А. Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

            Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            После расторжения договора аренды в Администрацию Пионерского сельского поселения 21.06.2016 обратился гражданин Антонов Г.А. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 площадью 1014 м2, расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский р-н, п. Светлый, мкр. Молодежный, в аренду для индивидуального жилищного строительства.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, Администрация Пионерского сельского поселения обеспечила опубликование извещения о возможном предоставлении в собственность за плату земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Пионерского сельского поселения - информационном бюллетене «Елизовский Вестник» от 14.07.2016 № 27 (276), на официальном сайте Елизовского муниципального района www.elizovomr.ru, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru.

            На дату размещения извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 обременения на указанный земельный участок не зарегистрированы.

            Заявитель Исарова Ирина Константиновна в Администрацию Пионерского сельского поселения с заявлением о предоставлении аукционной документации не обращалась и документы об обратном не представила в Камчатское УФАС.

            Кроме этого, Администрацией Пионерского сельского поселения решение о проведении аукциона, предусмотренное пп. 5 п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ, не принималось, а также извещение о проведении аукциона, предусмотренное п. 19-21 ст. 39.11 ЗК РФ, не размещалось.

            Требования п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены. В извещении о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства указываются:

  1.  информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
  2.  информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
  3.  адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  4.  дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
  5. адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  6. кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
  7.  площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
  8.  реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно­-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
  9.  адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

            Комиссией установлено, что в настоящее время Администрацией Пионерского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 решение о проведении аукциона не принималось.    

            В соответствии с п. 7ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней (до 14.08.2016) со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе Администрацией Пионерского сельского поселения в недельный срок со дня поступления этих заявлений будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона Антонову Г.А., обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом случае Администрацией Пионерского сельского поселения будет обеспечено образование испрашиваемого земельного участка и после этого будет принято решение о проведении  аукциона по продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

            ЗК РФ предусмотрен срок размещения извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 30 календарных дней. В случае выпадения последнего дня приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка на выходной день, законодательством не предусмотрено увеличение или уменьшение установленного ЗК РФ срока.

             На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Камчатского  УФАС России,

РЕШИЛА

   Признать жалобу Исаровой Ирины Константиновны на действия Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района по факту нарушений пункта 2, 3, 4 статьи 39.6, а также пункта 22 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации необоснованной.

 

Председатель комиссии                                                                 И.В. Кодерле                                                      

Члены Комиссии                                                                           

                                                                                                          Н.Н. Кузьмина

                               

                                                                                                        Н.А. Иванкова

                      

stdClass Object ( [vid] => 7034 [uid] => 5 [title] => решение по делу №21-05/22-16Ж [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7034 [type] => solution [language] => ru [created] => 1476421219 [changed] => 1476421290 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1476421290 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

09 августа 2016                                г.Петропавловск - Камчатский

 

            Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2016 года

            В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2016 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии Кодерле И.В. –заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

            Кузьмина Наталья Николаевна – главный государственный инспектор  отдела правового обеспечения и рекламы;

            Иванкова Наталья Александровна – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Исаровой Ирины Константиновны направленную в Камчатское УФАС России на действия Заказчика по проведению аукциона для предоставления земельного участка в собственность для ИЖС – Администрацию Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района,

     УСТАНОВИЛА:

 

     В адрес Камчатского УФАС 04.08.2016 поступила жалоба  от Исаровой Ирины Константиновны. В жалобе указываются следующие доводы.

     На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ в разделе «Аренда и продажа земельных участков» опубликовано извещение 110716/0859094/04 о предоставлении земельного участка в аренду     для индивидуального жилищного строительства.

   В положении указанно, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду           для индивидуального жилищного  строительства, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения вправе подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по установленной форме.

    Заказчик   Администрация Пионерского    сельского поселения Елизовского муниципального района.  Окончание приема заявлений 14.08.2016 года.

  1.  В свою очередь, Администрация Пионерского сельского поселения отказывается предоставить копию документации по аукциону и утвержденную форму заявки для участия в аукционе о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Объясняя свой отказ тем, что указанное извещения на сайте http://torgi.gov.ru/ выставлено формально, аукцион проводиться не будет и пакет документации для проведения аукциона отсутствует, а для земельного участка существует обременения третьих лиц в виде договора аренды, который будет продлен.

            Данные пояснения противоречат п. 2, п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса, в соответствии с которыми в данном случае договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

            Следовательно, данные пункты не были выполнены арендатором, о чем свидетельствует наличие извещения на площадке сайта http://torgi.gov.ru/.

  1.  Общая форма извещения не соответствует требованиям, указанным в п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса:

            в извещении отсутствует информация о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона, размер "шага аукциона", форма заявки на участие в аукционе, срок аренды земельного участка, размер задатка, порядок его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка.

  1.  Не выполнено требование п. 22 ст. 39.11 Земельного кодекса: «Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка».

            Согласно раздела IV п. 24 приложения 1 к приказу ФАС от 10.02.2010 № 67 заявитель не допускается при несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.

            Таким образом, Заказчик не прикладывая к извещению установленную форму заявки и отказывая в ее получении, ограничивает право на участие в аукционе.

            Датой окончания приема заявок и подведение итогов указана дата 14.08.2016 года (воскресенье) - является выходным днем в графике работы Администрации Пионерского сельского поселения.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и провести внеплановую проверку в отношении извещения 110716/0859094/04.

Представитель по доверенности Администрации Пионерского сельского поселения с доводами жалобы не согласна и считает ее необоснованной по следующим основаниям.

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения извещение о проведении аукциона в 2016 году не размещалось.

            В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, а также заслушав доводы представителя Администрации Пионерского сельского поселения, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом Комиссия Камчатского УФАС  пришла к следующим выводам.

            По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. В соответствии с указанной статьей, жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом права и законные интересы лица, которое не подавало заявку на участие в торгах, могут быть нарушены в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах, либо положений, явно противоречащих требованиям законодательства, в том числе, антимонопольного.

            Лицо, желающее принять участие в торгах, а также подавшее заявку на участие в торгах, может обжаловать указанные требования документации о торгах, поскольку считает их неправомерными и нарушающими (ограничивающими) его право на участие в торгах, что является вполне закономерным, поскольку при подаче заявки на участие в торгах заявитель тем самым соглашается со всеми условиями проведения таких торгов.

            Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих такие заявки подать, но столкнувшихся с какими либо препятствиями.

            Ограничение прав вышеуказанных лиц на обжалование положений документации о торгах, устанавливающих порядок подачи заявок на участие в торгах, приведет к невозможности защиты ими нарушенных прав в оперативном порядке, а вынудит таких лиц обращаться в суд. Рассмотрение подобных жалоб занимает более длительный период. Таким образом, к моменту рассмотрения жалобы и вынесения решения судом, обжалуемые торги могут состояться и по их результатам могут быть заключены договоры, что значительно уменьшает (возможно, и устраняет) шансы рассматриваемой категории лиц на участие в интересующих их торгах.

            Жалоба Исаровой И.К. от 04.08.2016 соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения 11.07.2016 размещено извещение № 110716/0859094/04 о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            Управлением Архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района был заключен договор с гражданином Антоновым Г.А. аренды земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 на срок с 04.04.2010 по 04.04.2015.

            Согласно п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

            Как следует из п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

            1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ);

            2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

            На основании п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:

            1. заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

  1.  исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
  2.  ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ;
  3.  на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

            В данном случае не мог быть выполнен пункт 1 - заявление о заключении нового договора аренды арендатором не было подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

            В связи с этим, принимая во внимание истечение срока аренды, договор аренды был расторгнут по заявлению Антонова Г.А. соглашением от 27.11.2015 о расторжении договора от 13.08.2010 № 194/А. Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

            Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            После расторжения договора аренды в Администрацию Пионерского сельского поселения 21.06.2016 обратился гражданин Антонов Г.А. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 площадью 1014 м2, расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский р-н, п. Светлый, мкр. Молодежный, в аренду для индивидуального жилищного строительства.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, Администрация Пионерского сельского поселения обеспечила опубликование извещения о возможном предоставлении в собственность за плату земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Пионерского сельского поселения - информационном бюллетене «Елизовский Вестник» от 14.07.2016 № 27 (276), на официальном сайте Елизовского муниципального района www.elizovomr.ru, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru.

            На дату размещения извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 обременения на указанный земельный участок не зарегистрированы.

            Заявитель Исарова Ирина Константиновна в Администрацию Пионерского сельского поселения с заявлением о предоставлении аукционной документации не обращалась и документы об обратном не представила в Камчатское УФАС.

            Кроме этого, Администрацией Пионерского сельского поселения решение о проведении аукциона, предусмотренное пп. 5 п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ, не принималось, а также извещение о проведении аукциона, предусмотренное п. 19-21 ст. 39.11 ЗК РФ, не размещалось.

            Требования п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены. В извещении о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства указываются:

  1.  информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
  2.  информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
  3.  адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  4.  дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
  5. адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  6. кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
  7.  площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
  8.  реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно­-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
  9.  адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

            Комиссией установлено, что в настоящее время Администрацией Пионерского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 решение о проведении аукциона не принималось.    

            В соответствии с п. 7ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней (до 14.08.2016) со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе Администрацией Пионерского сельского поселения в недельный срок со дня поступления этих заявлений будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона Антонову Г.А., обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом случае Администрацией Пионерского сельского поселения будет обеспечено образование испрашиваемого земельного участка и после этого будет принято решение о проведении  аукциона по продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

            ЗК РФ предусмотрен срок размещения извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 30 календарных дней. В случае выпадения последнего дня приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка на выходной день, законодательством не предусмотрено увеличение или уменьшение установленного ЗК РФ срока.

             На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Камчатского  УФАС России,

РЕШИЛА

   Признать жалобу Исаровой Ирины Константиновны на действия Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района по факту нарушений пункта 2, 3, 4 статьи 39.6, а также пункта 22 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации необоснованной.

 

Председатель комиссии                                                                 И.В. Кодерле                                                      

Члены Комиссии                                                                           

                                                                                                          Н.Н. Кузьмина

                               

                                                                                                        Н.А. Иванкова

                      

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

09 августа 2016                                г.Петропавловск - Камчатский

 

            Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2016 года

            В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2016 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии Кодерле И.В. –заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

            Кузьмина Наталья Николаевна – главный государственный инспектор  отдела правового обеспечения и рекламы;

            Иванкова Наталья Александровна – главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Исаровой Ирины Константиновны направленную в Камчатское УФАС России на действия Заказчика по проведению аукциона для предоставления земельного участка в собственность для ИЖС – Администрацию Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района,

     УСТАНОВИЛА:

 

     В адрес Камчатского УФАС 04.08.2016 поступила жалоба  от Исаровой Ирины Константиновны. В жалобе указываются следующие доводы.

     На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/ в разделе «Аренда и продажа земельных участков» опубликовано извещение 110716/0859094/04 о предоставлении земельного участка в аренду     для индивидуального жилищного строительства.

   В положении указанно, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду           для индивидуального жилищного  строительства, в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения вправе подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по установленной форме.

    Заказчик   Администрация Пионерского    сельского поселения Елизовского муниципального района.  Окончание приема заявлений 14.08.2016 года.

  1.  В свою очередь, Администрация Пионерского сельского поселения отказывается предоставить копию документации по аукциону и утвержденную форму заявки для участия в аукционе о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Объясняя свой отказ тем, что указанное извещения на сайте http://torgi.gov.ru/ выставлено формально, аукцион проводиться не будет и пакет документации для проведения аукциона отсутствует, а для земельного участка существует обременения третьих лиц в виде договора аренды, который будет продлен.

            Данные пояснения противоречат п. 2, п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса, в соответствии с которыми в данном случае договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

            Следовательно, данные пункты не были выполнены арендатором, о чем свидетельствует наличие извещения на площадке сайта http://torgi.gov.ru/.

  1.  Общая форма извещения не соответствует требованиям, указанным в п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса:

            в извещении отсутствует информация о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона, размер "шага аукциона", форма заявки на участие в аукционе, срок аренды земельного участка, размер задатка, порядок его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковские реквизиты счета для перечисления задатка.

  1.  Не выполнено требование п. 22 ст. 39.11 Земельного кодекса: «Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка».

            Согласно раздела IV п. 24 приложения 1 к приказу ФАС от 10.02.2010 № 67 заявитель не допускается при несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.

            Таким образом, Заказчик не прикладывая к извещению установленную форму заявки и отказывая в ее получении, ограничивает право на участие в аукционе.

            Датой окончания приема заявок и подведение итогов указана дата 14.08.2016 года (воскресенье) - является выходным днем в графике работы Администрации Пионерского сельского поселения.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и провести внеплановую проверку в отношении извещения 110716/0859094/04.

Представитель по доверенности Администрации Пионерского сельского поселения с доводами жалобы не согласна и считает ее необоснованной по следующим основаниям.

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения извещение о проведении аукциона в 2016 году не размещалось.

            В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, а также заслушав доводы представителя Администрации Пионерского сельского поселения, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом Комиссия Камчатского УФАС  пришла к следующим выводам.

            По правилам статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. В соответствии с указанной статьей, жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом права и законные интересы лица, которое не подавало заявку на участие в торгах, могут быть нарушены в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах, либо положений, явно противоречащих требованиям законодательства, в том числе, антимонопольного.

            Лицо, желающее принять участие в торгах, а также подавшее заявку на участие в торгах, может обжаловать указанные требования документации о торгах, поскольку считает их неправомерными и нарушающими (ограничивающими) его право на участие в торгах, что является вполне закономерным, поскольку при подаче заявки на участие в торгах заявитель тем самым соглашается со всеми условиями проведения таких торгов.

            Предусмотренный статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих такие заявки подать, но столкнувшихся с какими либо препятствиями.

            Ограничение прав вышеуказанных лиц на обжалование положений документации о торгах, устанавливающих порядок подачи заявок на участие в торгах, приведет к невозможности защиты ими нарушенных прав в оперативном порядке, а вынудит таких лиц обращаться в суд. Рассмотрение подобных жалоб занимает более длительный период. Таким образом, к моменту рассмотрения жалобы и вынесения решения судом, обжалуемые торги могут состояться и по их результатам могут быть заключены договоры, что значительно уменьшает (возможно, и устраняет) шансы рассматриваемой категории лиц на участие в интересующих их торгах.

            Жалоба Исаровой И.К. от 04.08.2016 соответствует формальным требованиям статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

            Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru, два вида извещений:

            - извещение о предоставлении земельного участка (п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ);

            - извещение о проведении аукциона (п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ).

            Администрацией Пионерского сельского поселения 11.07.2016 размещено извещение № 110716/0859094/04 о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            Управлением Архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района был заключен договор с гражданином Антоновым Г.А. аренды земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 на срок с 04.04.2010 по 04.04.2015.

            Согласно п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

            Как следует из п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

            1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ);

            2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

            На основании п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:

            1. заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

  1.  исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
  2.  ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ;
  3.  на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные пп. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

            В данном случае не мог быть выполнен пункт 1 - заявление о заключении нового договора аренды арендатором не было подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

            В связи с этим, принимая во внимание истечение срока аренды, договор аренды был расторгнут по заявлению Антонова Г.А. соглашением от 27.11.2015 о расторжении договора от 13.08.2010 № 194/А. Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

            Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

            Положения статьи 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены.

            После расторжения договора аренды в Администрацию Пионерского сельского поселения 21.06.2016 обратился гражданин Антонов Г.А. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 площадью 1014 м2, расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский р-н, п. Светлый, мкр. Молодежный, в аренду для индивидуального жилищного строительства.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, Администрация Пионерского сельского поселения обеспечила опубликование извещения о возможном предоставлении в собственность за плату земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Пионерского сельского поселения - информационном бюллетене «Елизовский Вестник» от 14.07.2016 № 27 (276), на официальном сайте Елизовского муниципального района www.elizovomr.ru, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, torgi.gov.ru.

            На дату размещения извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 обременения на указанный земельный участок не зарегистрированы.

            Заявитель Исарова Ирина Константиновна в Администрацию Пионерского сельского поселения с заявлением о предоставлении аукционной документации не обращалась и документы об обратном не представила в Камчатское УФАС.

            Кроме этого, Администрацией Пионерского сельского поселения решение о проведении аукциона, предусмотренное пп. 5 п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ, не принималось, а также извещение о проведении аукциона, предусмотренное п. 19-21 ст. 39.11 ЗК РФ, не размещалось.

            Требования п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ Администрацией Пионерского сельского поселения полностью соблюдены. В извещении о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства указываются:

  1.  информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
  2.  информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
  3.  адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  4.  дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
  5. адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  6. кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
  7.  площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
  8.  реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно­-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
  9.  адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

            Комиссией установлено, что в настоящее время Администрацией Пионерского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101082:852 решение о проведении аукциона не принималось.    

            В соответствии с п. 7ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней (до 14.08.2016) со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе Администрацией Пионерского сельского поселения в недельный срок со дня поступления этих заявлений будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона Антонову Г.А., обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом случае Администрацией Пионерского сельского поселения будет обеспечено образование испрашиваемого земельного участка и после этого будет принято решение о проведении  аукциона по продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

            ЗК РФ предусмотрен срок размещения извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 30 календарных дней. В случае выпадения последнего дня приема заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка на выходной день, законодательством не предусмотрено увеличение или уменьшение установленного ЗК РФ срока.

             На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Камчатского  УФАС России,

РЕШИЛА

   Признать жалобу Исаровой Ирины Константиновны на действия Администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района по факту нарушений пункта 2, 3, 4 статьи 39.6, а также пункта 22 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации необоснованной.

 

Председатель комиссии                                                                 И.В. Кодерле                                                      

Члены Комиссии                                                                           

                                                                                                          Н.Н. Кузьмина

                               

                                                                                                        Н.А. Иванкова

                      

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №21-05/22-16Ж [format] => [safe_value] => №21-05/22-16Ж ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Разъяснения порядка правоприменения статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части административного обжалования в строительстве [description] =>

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые в соответствии с Градостроительным кодексом Правительством Российской Федерации.

Например, исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 403, включает процедуру «Заключение договора о подключении (присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения» (№ 35).

Порядок прохождения данной процедуры регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (статья 19, часть 1) и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2013 № 642 (раздел II, подраздел 3).

Для случая подключения (присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения установлен перечень документов, которые заявитель обязан представить для проведения процедуры, определены сроки и исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора, а основания для отказа в принятии заявления не установлены. Документ, получаемый заявителем в результате проведения процедуры – договор о подключении (присоединении).

Заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений.

Так, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в ФАС России могут быть обжалованы действия (бездействие) организации, осуществляющей, например, горячее водоснабжение, выраженные в:

незаконном отказе в приеме документов, заявлений;

предъявлении к лицу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

нарушении установленных сроков осуществления процедуры;

предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Поскольку Пункт 52 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403, предусматривающий предоставление согласования проектной документации на оборудование узла учета воды, сточных вод, утратил силу с 10.06.2015 на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2015 N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 14.9.1 "Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства", в ч. 1 которой указано, что действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством РФ и которые выражены в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На основании пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия органа местного самоуправления, его должностных лиц в части предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Указанные изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом N 250-ФЗ, вступили в силу с 10.01.2016. Ранее административная ответственность за подобные действия не была предусмотрена.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе требовать от индивидуального предпринимателя осуществления действий, не включенных в перечни процедур в сферах строительства. С 10.01.2016 виновные в подобных действиях должностные лица органа местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При этом в указанных случаях виновные действия (бездействие) ресурсоснабжающих организаций должны быть квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    При поступлении в антимонопольный орган заявления, подлежащего рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит рассмотрению как жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Кроме того, отказ от заключения договора по иным основаниям в данном порядке не обжалуется и должен быть рассмотрен только на предмет наличия нарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП в порядке административного производства.

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-10-14 04:57:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-10-14 04:57:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1476421219 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Камчатское УФАС России )